О Православии в США. Часть 4.

Шестого ноября 2016 года в учебной аудитории Харлампиевского храма прошла открытая лекция о Православии в Америке. Своими впечатлениями от недавней поездки в США поделился настоятель храма протоиерей Евгений Старцев. Ниже мы приводим краткое содержание лекции.

Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Русская Православная Церковь Святого Вознесения Христова. Сакраменто, Калифорния.

Интересные особенности приходской жизни

«В столице Калифорнии, городе Сакраменто, мы посетили храм Святого Вознесения Христова. И здесь хочется особенно обратить внимание на то, каким образом устроена жизнь этого прихода. Поскольку русские диаспоры немногочисленны, храмы возводятся и содержатся исключительно за счёт пожертвований прихожан. Вряд  ли можно ожидать, что какие-то крупные олигархи русского или иного происхождения становятся крупными благотворителями. Сами прихожане очень трепетно относятся ко всему, что связано с приходской жизнью.

Нам довелось стать свидетелем положения нового старосты прихода после Воскресной службы. Староста здесь играет важную роль и приносит присягу при полном собрании всей общины. На центральный аналой полагается Евангелие, он выходит на середину храма и на двух языках − русском и английском − читает присягу. При этом он обещает всему приходу стараться приумножать, укреплять церковь, беречь её. А люди, избравшие его по предложению священника, в это же самое время желают ему в этом Божией помощи. После совершается праздничная трапеза, куда приходят все, кто участвовал в богослужении (а это около 150 человек). К слову, сам староста оказался родом из Забайкалья, уехал в Америку в конце 80-х годов. Простой человек, никакой не бизнесмен. Когда узнал, что я (прим. — о. Евгений) тоже с Забайкалья, то заплакал.

Это производит очень сильное впечатление, потому что в этом видится некое единство прихожан, которые живут вокруг этой церкви. С одной стороны, их можно понять, поскольку их окружение нерусское, и для них русская жизнь − это, прежде всего, жизнь Церкви. С другой стороны, понимаешь, что нам этого очень сильно не хватает. У нас значение общины поставлено на второе, третье, или десятое место в жизни Церкви. А у них община является центром всего: она содержит священника, содержит храм, освящает просветительскую деятельность. К примеру, после вечерней службы нас пригласили на встречу с православной молодёжью, ребятами от 17 до 20 с чем-то лет, разных национальностей, которые решили собраться вместе и заниматься миссионерством. Православие живо не только в традициях белых эмигрантов и их потомков, а в жизни уже новых пришедших в Церковь людей. Общины берут на себя заботу о стариках, формируют бюджет, контролируют его исполнение. И все принимают в этом посильное участие. Жизнь общины протекает у всех на виду, там нет закрытых тем. Такие общины могут жить долго: даже если священника оттуда переведут, община останется. Да и просто так священника оттуда уже не переведёшь, поскольку уклад жизни общины этого не позволит. Священники на одном приходе служат всю жизнь.

Думаю, и нам нужно думать о том, как построить нашу приходскую жизнь так, чтобы она стала полнее для прихожан. Конечно, мы не американцы, но чему-то полезному можно и поучиться. Такая община, к примеру, была на Маросейке у святого праведного Алексия Мечёва».

Продолжение. Часть 5.