Небесные покровители крестного хода «Байкал — Дар Божий»

Святые отцы Православной Церкви говорят, что те угодники Божии, которым молятся во время крестного хода, незримо совершают его вместе с верующими. Обходя Байкал с молитвой, мы молимся Господу и Пресвятой Богородице, а ещё святителю Николаю Чудотворцу, преподобному Сергию Радонежскому, святителям Иннокентию и Софронию, епископам Иркутским, святителю Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому. Вот краткие жития наших Небесных покровителей, которые во время земной жизни служили Богу здесь, на берегах Байкала.

 

Святитель Иннокентий,
первый епископ Иркутский

Икона св. Иннокентия Иркутского, с которой шествуют паломники, написана в иконописной мастерской Харлампиевского храма в Иркутске. В неё встроен мощевик с частицей святых мощей чудотворца. Таким образом, приложиться к святыне смогут верующие всех населённых пунктов, расположенных по пути следования Крестного хода. Верим, что святой угодник Божий не оставит нас своими молитвами!

Святитель Иннокентий (Кульчицкий) − Небесный покровитель земли иркутской. Его нетленные мощи были впервые обретены в 1766 году, спустя 33 года после погребения, а вскоре появились и первые свидетельства о чудесной помощи, получаемой по молитвам к святому. В 1921 году мощи были вывезены из Иркутска большевиками, жаждущими раскрыть «секрет» нетленности тела святителя. Долго о судьбе святыни ничего не было известно. Но в 1990 году мощи св. Иннокентия, к великой радости верующих, были обретены вновь! Сегодня они покоятся в Знаменском монастыре и люди православные стараются не упускать возможности побывать там, помолиться чудотворцу, который отмечен был даром прозорливости ещё при земной жизни.

В Иркутск же будущего святителя с самого начала привёл Промысл Божий. По личному распоряжению Петра I отличившийся многими добродетелями иеромонах Иннокентий был поставлен во главе Русской духовной миссии для проповеди христианства в Китае. Больше года участники миссии добирались из Петербурга в далёкий Селенгинск. Но пересечь границу с Китаем святителю было не суждено. Католические миссионеры убедили китайских чиновников не пускать русскую миссию в страну. Объяснили это тем, что в прошении о предоставлении права на въезд епископ Иннокентий был назван великим господином, что якобы жестоко оскорбило китайского императора.

Три года провёл святитель в Селенгинске, в трудах и нищете, терпеливо дожидаясь дальнейших указаний Святейшего Синода.  До самого конца своей земной жизни лишения и скорби он переносил со смирением и кротостью. В 1725 году св. Иннокентий был направлен в Иркутский Вознесенский мужской монастырь. Ещё через два года он возглавил новообразованную Иркутскую епархию. После смерти Петра I, епископу Иннокентию вновь поручено было отправиться в Китай. Но и во второй раз события развернулись непредсказуемым образом. Настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Антоний не постыдился прибегнуть к самым низким уловкам, чтобы очернить имя св. Иннокентия и самому возглавить миссию. (Впоследствии, Господь воздал ему по делам его и тот с позором был изгнан из Китая за неподобающее поведение и лишён священнического сана).

В ещё не отлаженной церковной жизни Сибири царил беспорядок, и служение святителя в Иркутской епархии было полным испытаний. Ему предстояло решать множество непростых задач, живя в стеснённых условиях, не получая жалования и терпя козни недоброжелателей. Св. Иннокентий не жалел усилий, чтобы устроить жизнь отдалённой епархии должным образом: строго следил за нравами и поведением духовенства, оберегал от влияния раскольников, всячески способствовал умножению количества храмов и часовен, с отеческой заботой относился к пасомым и успешно проповедовал Слово Божие среди язычников, которые целыми стойбищами обращались в христианство. Кроме того, несмотря на слабое здоровье, епископ Иннокентий днём не упускал возможности помочь простым послушникам монастыря на различных работах по хозяйству, а ночами нередко шил обувь для учеников основанной им Славянорусской школы.

Никогда не оставлял святитель и молитвенных подвигов, молиться же особенно любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал когда-то основатель Вознесенской обители старец Герасим.

Подробное житие святителя Иннокентия Иркутского можно прочесть здесь.

Святитель Софроний,
епископ Иркутский

Святитель Софроний (Кристалевский) родился в 1704 году в Малороссии, в праздник Рождества Христова. В 1730 году, вскоре после окончания Киевской духовной академии, он принял постриг с именем Софроний в честь святого Патриарха Иерусалимского. Монашеский путь служения Господу избрали также его старший брат и сестра. В 1735 году по поручению правящего архиерея иеромонах Софроний отправился в Петербург, где на него обратили внимание в Святейшем Синоде. Так Промысл Божий привёл святителя в Александро-Невский монастырь, где тот вскоре поставлен был наместником. Известно, что императрица Елизавета высоко ценила труды отца Софрония и даже собственноручно украшала его облачения вышивкой. Когда же встал вопрос о назначении епископа на Иркутскую кафедру, она без колебаний рекомендовала его Святейшему Синоду как лицо достойное высокого духовного сана и способное понести бремя служения в суровом краю, вот уже шесть лет остающемя без архиерейского попечения.

18 апреля 1753 года св. Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. По прибытии в Иркутск он первым делом посетил Вознесенский монастырь, где молился на могиле св. Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая его помощи и заступничества. Во многом ему пришлось повторить путь первого епископа Иркутского: восстанавливать храмы, возобновлять богослужения, поднимать духовенство, бороться с пьянством, обращать в христианство язычников. Св. Софроний устроил школу для малограмотных клириков и их детей, где первое время преподавал сам за неимением помощников. Постепенно епархия пополнялась подготовленными священнослужителями, число храмов возросло, появились приходские школы. Святитель сумел добиться предоставления земли и отмены системы жестоких телесных наказаний для священнослужителей, избавив их от нищеты и унижений, отнюдь не способствовавших улучшению общей обстановки.

«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит» − говорил святитель и сам был верен этим словам, усердно служа ближним. Множество больных и обездоленных находило у него приют. Чувствуя искреннюю заботу, люди тянулись к владыке, с готовностью внимали его духовным наставлениям. Большое внимание св. Софроний уделял благолепию и торжественности богослужений, личным примером показывая духовенству, как важна заложенная в них красота, призванная возвысить сердце человека. Неотъемлемой частью его служения была и миссионерская деятельность, которая помимо иркутских земель простиралась на Якутск, Камчатку и Забайкалье. Св. Софроний заботливо ограждал новокрещёных от влияния язычества, помогал налаживать быт, основывать поселения.

Славен был епископ Софроний и асектическими подвигами: спал на полу, на овечьей или звериной шкуре, большую часть ночи проводил в молитве, а питался по строгому монашескому уставу. В 1771 году, на второй день после Святой Пасхи, завершился его земной путь. До погребения гроб с телом святителя полгода простоял в Казанском приделе Иркутского собора Богоявления. Тело его осталось нетленным, указав на истинную святость подвижника. В 1917 году святые мощи были уничтожены пожаром, что сберегло их от осквернения большевиками. Уцелевшая их частица ныне хранится в Знаменском соборе Иркутска.

Подробное житие святителя Софрония, епископа Иркутского, можно прочесть здесь.

Святитель Иннокентий,
митрополит Московский,
апостол Сибири и Америки

Этот образ св. Иннокентия Московского был написан в 2011 году перед первой навигацией уникального морского Крестного хода памяти святителя из Петропавловска-Камчатского до Командорских островов. В икону встроен мощевик с частицей святых мощей апостола Сибири и Америки.

Святитель Иннокентий (Вениаминов) в равной степени почитается Православной Церковью как России, так и Америки. Жизнь проповедника Веры Христовой была полна ежедневных подвигов, его преданное служение Богу и ближним стало для православных миссионеров высоким образцом для подражания. О жизни и трудах святителя написана не одна книга, а в прошлом году в Иркутске ему посвятили целый спектакль.

Будущий митрополит Московский родился в 1797 году в селе Анга Иркутской области и с детства отличался особыми дарованиями: рано освоил грамоту и уже в семь лет стал чтецом в местном храме, а позже проявил незаурядные способности к механике и другим наукам. Священническое служение отец Иоанн (таким было его имя до пострига) начал в Иркутске, где быстро снискал всеобщую любовь и уважение.

В 1823 году Святейший Синод поручил иркутскому епископу Михаилу направить священника для проповедования Слова Божия на Алеутских островах. Совершенно неожиданно для себя о. Иоанн ощутил горячее желание взяться за это непростое служение. Впоследствии он не раз говорил о том, что желание это не было его собственным, но пришло свыше. Других добровольцев не оказалось. Десять лет о. Иоанн провёл на острове Уналашка, куда приехал вместе с семьёй. Он не только духовно окормлял местных жителей, но и обучал их самым разным ремёслам: вместе им предстояло построить здесь первый храм. Отец Иоанн усердно изучал алеутский язык и местные обычаи, чтобы найти правильный подход к пастве и сделать свои проповеди в прямом смысле слова доступными для восприятия. Всё это произвело на алеутов огромное впечатление и население Уналашки охотно приняло Православие. Продолжилось служение святителя в Русской Америке на о. Ситха, куда его направили для просвещения колошей, которые отличались непростым нравом и на русских смотрели с подозрением. Несмотря на сложности, миссионерские труды о. Иоанна везде приносили добрые плоды.

В 1840 году, после смерти жены, о. Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий. В том же году он был посвящён в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Чтобы полностью  объехать епархию, св. Иннокентию приходилось преодолевать многие тысячи километров то по воде, на неудобных узких байдарках, то посуху, на собачьих и оленьих упряжках и пешком. Вскоре к этой и без того впечатляющей территории присоединилась Якутская область, поскольку даже крещёные якуты и тунгусы не получали должного наставления в Православной Вере. Св. Иннокентий переехал в Якутск и занялся просвещением местного населения с присущей ему самоотверженностью. День, когда впервые совершено было богослужение на якутском языке, стал здесь настоящим праздником.

В сан митрополита Московского св. Иннокентия возвели в 1867 году. Господь подал ему силы, несмотря на преклонный возраст и болезни, ещё много и усердно потрудиться ради проповеди Святого Евангелия и поддержания нравственности и духовности вверенной ему паствы. Земной путь святителя закончился в 1879 году в Великую Пятницу Страстной Недели. Перед смертью он попросил о том, чтобы во время его погребения не звучало пышных речей и похвал, а прозвучала бы проповедь на слова из 36-го псалма: «от Господа стопы человеку исправляются».

Подробное житие святителя Иннокентия, митрополита Московского можно прочесть здесь.