Домой / Главная / 10-е Воскресное Евангелие (Ин. 21:1-14, зач. 66)

10-е Воскресное Евангелие (Ин. 21:1-14, зач. 66)

1После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. 3Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу.

Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. 4А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

5Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

6Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

7Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою,- ибо он был наг,- и бросился в море. 8А другие ученики приплыли в лодке,- ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою. 9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. 10Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

11Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. 12Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. 13Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

14Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Евхаристический хлеб и рыба (фреска из катакомб святого Каллиста)

Схиархимандрит Авраам (Рейдман):

«В Евангелии есть еще одно повествование о ловле рыбы. В этом примере уже откровенно говорится о любви к Богу. И вновь мы видим, что любовь очищает от самых тяжких грехопадений, в том числе от греха отречения от Господа. Апостол Петр предстает перед нами как образец покаяния. Он был апостолом, пал и вновь стал апостолом благодаря покаянной любви. Поэтому у нас нет никакой причины для уныния: любовь может сделать нас благодатными и духовными даже после самых страшных падений. У нас есть пример не только апостола Петра, но и других людей, сначала впавших в грехи, а затем ставших праведниками: и Марии Египетской, и Марии, племянницы преподобного Авраамия Затворника, и многих других. Сейчас мы прочитаем отрывок из Евангелия о том, как Спаситель по воскресении явился ученикам на озере Тивериадском. Это повествование кажется мне не просто любопытным, но даже захватывающим. В Евангелии несколько раз повествуется о призвании и уверении апостола Петра и его друзей через ловлю рыбы. Людям, не разбиравшимся в рыболовстве, эти чудеса казались чем-то обычным. Ну не поймали рыбы ночью, а утром поймали много, что же тут такого? Но рыбаки-то понимали, что произошло чудо! Мне это всегда представлялось умилительным, в особенности в том эпизоде, о котором мы сейчас прочитаем.

Посем явися паки Иисус учеником Своим, востав от мертвых на мори Тивериадстем. Явися же сице: бяху вкупе Симон Петр, и Фома нарицаемый Близнец, и Нафанаил, иже бе от Каны Галилейския, и сына Зеведеова, и ина от ученик Его два. Глагола им Симон Петр: иду рыбы ловити (Ин. 21, 1–3). Католики считают Петра князем апостолов, но здесь мы видим, что он был человек простой и не ставил себя выше других. Петр никому не приказывал, а просто сказал: «Иду ловить рыбу». Другие апостолы выразили желание пойти с ним. Глаголаша ему: идем и мы с тобою. Изыдоша же и вседоша абие в корабль, и в ту нощь не яша ничесоже (Ин. 21, 3). За целую ночь они ничего не смогли поймать, — конечно, это было промыслительно, чтобы произошло чудо уверения их в воскресении Спасителя. Утру же бывшу, ста Иисус при брезе; не познаша же ученицы, яко Иисус есть. Глагола же им Иисус: дети! еда что снедно имате? Отвещаше Ему: ни (Ин. 21, 4–5). Они были простыми добрыми людьми и, увидев незнакомца, подумали, что он просит у них есть. Подать же они ему ничего не могли, поэтому так и сказали: «Ничего нет». Вероятно, апостолы и сами были очень голодны, а потому и отправились на рыбную ловлю: другого способа зарабатывать на жизнь они не знали. Возможно, они собирались потом продать рыбу и купить другие продукты. Он же рече им: вверзите мрежу о десную страну корабля и обрящете (Ин. 21, 6). Как люди простые и потому склонные к послушанию, апостолы сделали так, как им сказал «незнакомец».

Ввергоша же и ктому не можаху привлещи ея от множества рыб. Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть (Ин. 21, 6–7). Апостол Иоанн Богослов, о котором здесь идет речь, был очень чутким, догадливым и сразу понял, что это Господь. Видимо, он вспомнил ту первую рыбную ловлю, благодаря которой их уловили на апостольское служение (как мы только что читали, он был одним из обещников, то есть товарищей, Симона, трудившихся вместе с ним). Глагола же ученик той, егоже любляше Иисус, Петрови: Господь есть. Как мы знаем из Евангелий от Луки и от Иоанна, апостолы Петр и Иоанн были друзьями. Именно их Спаситель послал приготовить пасхальную вечерю. Затем на Тайной вечери, когда Господь сказал, что один из учеников предаст Его, апостол Петр жестом показал апостолу Иоанну, чтобы тот спросил у Спасителя, кто предатель. И Спаситель, омочив кусок хлеба, протянул его Иуде и тем самым дал знак, который, конечно, в тот момент поняли только эти двое друзей — Петр и Иоанн. Дочитав повествование, которое мы с вами сейчас разбираем, мы увидим, что апостол Петр заботился об Иоанне. Когда Спаситель сказал апостолу Петру: Иди вслед за Мною, тот оглянулся на апостола Иоанна и спросил: А он что? (см. Ин. 21, 19–21). Некоторые думают, видимо судя по себе, что здесь проявилась некая ревность (честно говоря, и я раньше так думал): мол, зачем он за нами идет, не позволяй ему. В действительности апостол Петр заботился о друге и будто спрашивал: «Почему Ты меня позвал, а его — нет? Пусть он идет с нами».

И вот во время чудесного лова рыбы на море Тивериадском апостол Иоанн говорит своему близкому другу: Это Господь. И апостол Петр тут же со свойственной ему горячностью, из-за которой он нередко совершал необдуманные и неуместные поступки, проявляет свою любовь к Господу. Симон же Петр слышав, яко Господь есть, епендитом препоясася, бе бо наг, и ввержеся в море (Ин. 21, 7). Он не смог утерпеть, ожидая, пока лодка дотащит рыбу, а потому, едва прикрыв свою наготу, бросился в море и поплыл к Господу. (Между прочим, из этого можно сделать интересный вывод относительно другого евангельского эпизода. Мы видим, что апостол Петр умел плавать, но когда он однажды пошел к Спасителю по воде, то, как рассказывает нам евангелист Матфей, испугался и стал тонуть. Стало быть, случившаяся тогда буря была настолько сильной, что удержаться на поверхности не мог даже человек, который умел плавать).

А друзии ученицы кораблецем приидоша, не беша бо далече от земли, но яко две сте лактей, влекуще мрежу рыб (Ин. 21, 8). Они поступили более благоразумно и приплыли на лодке, тем более что нужно было доставить улов на берег: кто-то сидел на веслах, кто-то тянул сеть. Но когда они вытащили лодку, то увидели необыкновенную картину. Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащь и рыбу на нем лежащу и хлеб (Ин. 21, 9). Кто разжег огонь? Откуда взялись эти рыба и хлеб? Ведь только что было сказано, что никто не имел ничего съестного. Апостол ли Петр приготовил трапезу или Сам Спаситель чудесным образом, неизвестно. Апостол Иоанн рассказывает только о том, что он видел: они тащили рыбу, а когда вышли на берег, оказалось, что рыба уже есть и костер разведен. Значит, эта чудесная ловля была нужна не для того, чтобы их накормить, а опять-таки для того, чтобы их уверить. Уверить в том, что Господь не оставил их и печется о них. Как раньше Он призвал апостолов, несмотря на их грехи, так и сейчас призывает, причем тем же способом, Он показал, что любовь Его не изменилась, несмотря на отречение Петра и малодушие прочих учеников. Господь внушил им надежду на то, что через покаяние, выражающееся в любви, они получат прощение своих преткновений.

И глагола им Иисус: принесите от рыб, яже ясте ныне (Ин. 21, 10). Для чего это было нужно, ведь рыба уже была на костре? Теперь уже апостол Иоанн Богослов проявляет свой, как сказали бы мы сегодня, профессионализм и сообщает подробность, для нас непонятную, но для рыбаков бывшую дополнительным доказательством необыкновенности чуда. Влез же Симон Петр, извлече мрежу на землю, полну великих рыб сто и пятьдесят и три: и толико сущим не проторжеся мрежа (Ин. 21, 11). Сеть должна была порваться от такого огромного количества крупной рыбы, но этого не произошло: рыба сама устремлялась к берегу. Глагола им Иисус: приидите, обедуйте. Ни един же смеяше от ученик истязати Его: Ты кто еси? ведяще, яко Господь есть. Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде (Ин. 21, 12–13). Такой была необыкновенная трапеза на берегу Тивериадского озера: огромные рыбы бились в сетях, чудесным образом на костре появились рыба и хлеб. И рядом с апостолами был их возлюбленный Учитель, восставший из мертвых, вернувшийся после страданий, смерти, погребения, после, казалось, непоправимой катастрофы, глубочайшего мрака и полной безысходности. Повествование об этом исключительном событии содержит описание бытовых подробностей, в которых проявилась необыкновенная доброта Спасителя. Как Он обратился к ним, спрашивая о том, есть ли у них еда? — Дети! Никакого упрека, никакого намека на их недостойное поведение во время Его страданий и того страшного искушения, которое Он пережил. Только доброта и ласковость. Этим Он показал, что их любовь к Нему может восставить их в прежнем апостольском достоинстве и вновь сделать ревностнейшими Его учениками».

Толкование: https://azbyka.ru/blagaya-chast-besedy-s-monashestvuyushhimi/3#part_696

Подписывайся на наши новости:

Смотрите также

8 декабря за Литургией будет петь детский хор

В субботу 8 декабря за Божественной Литургией в нашем храме будет петь детский хор из …

Музыкант Елена Вяткина приглашает послушать игру на бандуре

6 декабря в СКДЦ “Художественный” (ул. Карла Маркса 24) состоится концерт Елены Вяткиной. Гости вечера …