Великая Матушка

В наш непростой век вопросы духовности и нравственности отодвинуты обществом на второй план. Приоритеты отдаются ценностям материальным, «приобретению земных сокровищ».Но при этом большинство понимает,что без «сокровищ небесных» все попытки навести порядок в политической и экономической сфере обречены на провал. Духовный кризис России был и остается проблемой номер один. Идеологическая неустойчивость,отсутствие нравственных и эстетических идеалов, утрата любви к национальным и культурным ценностям – вот печальные приметы нашего времени.

Что же в наше сложное время может стать для человека нравственным ориентиром, способным вывести его из заблуждений к внутренней свободе творить добро?

Нельзя забывать,что слово «культура» происходит от слова «культ».В основе русской культуры, да и государственности, лежит православие. Сегодня и православная, и светская педагогика сходятся в том, что важнейшим элементом воспитания являются примеры жизни людей, достойных подражания. Православная традиция воспитания возвращает современную педагогику к образам святых как примеру духовной высоты. В житиях святых современный человек может открыть для себя источник, в котором обильно изливаются ответы на многие нравственные вопросы. Это тот живой материал, через который входит в душу человека Свет Истины.

Моя работа посвящена святой, в честь которой я названа,-преподобномученице Великой Княгине Елизавете Феодоровне Романовой.

Актуальность работы состоит в том,что в наш век, когда многие семьи рушатся из-за стремления к удовольствиям и потере любви, святая Елизавета являет нам пример совершенной, жертвенной любви к ближнему. Любви, которая созидает.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!

князь К.К. Романов

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории, Еще одна дочь этой четы — Алиса станет впоследствии императрицей Российской Александрой Феодоровной.

Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елисавета Феодоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась

воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.

Родители Елисаветы Феодоровны раздали большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.

Елисавета с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елисавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елисавета Феодоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елисаветы Тюрингенской, в честь которой она носила свое имя.

В 1873 году разбился насмерть на глазах у матери трехлетний брат Елисаветы Фридрих. В 1876 г. в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Елисаветы. Мать просиживала ночами у постелей заболевших детей. Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней заболела и умерла сама великая герцогиня Алиса в возрасте 35 лет.

В тот год закончилась для Елисаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле — путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.

На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Она познакомилась с будущим супругом в детстве, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ: принцесса Елисавета в юности дала обет девства (безбрачия). После откровенной беседы ее с Сергеем Александровичем выяснилось, что он тайно дал обет девства. По взаимному согласию брак их был духовным, они жили как брат с сестрой.

Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в Россию. Вместе с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость. Великая Княгиня очень много размышляла о вере, пытаясь найти истину, читала книги в уединении (вообще она тяготилась светскими развлечениями), молилась Господу о вразумлении.

Великокняжеская чета. Санкт-Петербург. 1884г.

Узнав о возможности посетить Святую Землю, Елисавета Феодоровна восприняла это как Промысел Божий и молилась о том, чтобы у Гроба Господня Спаситель Сам открыл ей Свою волю.

Великий князь Сергей Александрович с супругой прибыл в Палестину в октябре 1888 года. Храм святой Марии Магдалины был построен в Гефсиманском саду, у подножия Елеонской горы. Этот пятиглавый храм с золотыми куполами и до сего дня — один из красивейших храмов Иерусалима. На вершине Елеонской горы высилась огромная колокольня, прозванная «русской свечой». Увидев эту красоту и благодать, великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено исполниться.

После посещения Святой Земли великая княгиня Елисавета Феодоровна твердо решила перейти в православие. От этого шага ее удерживал страх причинить боль своим родным, и прежде всего, отцу. Наконец, 1 января 1891 года она написала отцу письмо о своем решении.

В апреле накануне Пасхи, в Лазареву субботу, в домовом храме дворца великокняжеской четы было совершено Таинство Миропомазания великой княгини Елизаветы Федоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елизаветы — матери святого Иоанна Предтечи, память которой Православная Церковь отмечает 5 (18) сентября.

В 1891 году великокняжеская чета обосновалась в Москве: Сергей Александрович получил назначение на должность генерал-губернатора.

Жители Москвы скоро оценили милосердное сердце Елизаветы Феодоровны . Она ходила по больницам для бедных, посещала богадельни, приюты для беспризорных детей и везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.

После переезда в Москву Елисавета Феодоровна пережила смерть близких людей: горячо любимой невестки — принцессы Александры. Впоследствии Великая Княгиня и Сергей Александрович воспитывали ее детей.

В июле 1903 года Елизавета Феодоровна участвовала в прославлении преподобного Серафима Саровского.

Когда началась русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам — под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились над швейными машинами и рабочими столами. В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте.

Тем временем боевая организация эсеров приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти. Ее агенты следили за ним, выжидая удобного случая, чтобы совершить казнь. Елисавета Феодоровна знала, что супругу угрожает смертельная опасность. В анонимных письмах ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участь. Великая княгиня тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала супруга.

5 (18) февраля 1905 года Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Когда Елисавета Феодоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом куски тела мужа.

Через три дня Елисавета Феодоровна приехала в тюрьму, где содержался убийца. Она сказала, что принесла ему прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. В руках она держала Евангелие и просила почитать его, однако Каляев отказался. Но все-таки она оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, сказав:

«Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он сознает свой грех и раскается в нем».

Затем Великая Княгиня обратилась к Императору с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено.

С момента кончины любимого супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Ее спальня превратилась в монашескую келью: была вынесена дорогая мебель, стены были перекрашены в белый цвет. Великая Княгиня собрала все свои драгоценности и часть их отдала в казну, часть – родственникам, а часть употребила на постройку Марфо-Мариинской обители милосердия.

2 апреля 1910 года Великая Княгиня сняла вдовье и надела монашеское одеяние в храме Марфо-Мариинской обители вместе с другими сестрами, жаждущими помогать ей, трудясь на благо страждущих.

Это была обитель милосердия и любви. Главной задачей сестер было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи. В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи. При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Действовала библиотека, бесплатная столовая для бедных.

Обитель получала до 12 000 прошений в год. Одним из главных мест, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок.

Елизавета Федоровна, в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, переходя от одного притона к другому, собирала сирот, уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елизаветой» или «матушкой»

В Марфо-Мариинской обители великая княгиня вела жизнь подвижницы. Утром вставала на молитву, распределяла послушания сестрам, потом работала в клинике, принимала посетителей, разбирала прошения и письма. Вечером совершала обход больных, заканчивавшийся за полночь. Ночью она молилась в своей молельне или в церкви, ее сон редко продолжался более трех часов.

Весной (летом) 1917 года в Москву приехал шведский посланник; он передал от германского короля пожелание, чтобы Великая Княгиня покинула Россию, где в скором времени должны были произойти ужасные события .Но святая Елизавета, которую в народе называли «Великой Матушкой», отказалась покинуть свою духовную семью — сестер обители.

В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, Святейший Патриарх Тихон служил в обители Божественную литургию и молебен. Это было последнее благословение первоиерарха Российской Православной Церкви великой княгине перед крестным путем на Голгофу. Почти сразу после отъезда Патриарха к обители подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Елизавету Федоровну арестовали. На сборы дали полчаса. Настоятельница успела лишь собрать сестер в церкви святых Марфы и Марии и дать им последнее благословение. С великой княгиней поехали две сестры — Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. С дороги она написала каждой оставшейся в обители сестре. Елизавету Федоровну и ее спутниц первоначально направили в Пермь. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении на окраине города Алапаевска в Напольной школе вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, его секретарем Федором Михайловичем Ремезом, тремя сыновьями великого князя Константина Константиновича — Иоанном, Константином, Игорем и сыном великого князя Павла Александровича князем Владимиром Палеем.

Сестрам, сопровождавшим настоятельницу, было предложено освобождение. Обе умоляли вернуть их к великой княгине. Варвара Яковлева заявила о готовности дать подписку своей кровью, что желает разделить судьбу великой княгини. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г. великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого Нижне-Селимского рудника. Когда палачи сталкивали великую княгиню, она произносила молитву, сказанную на Кресте Спасителем: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лк. 23: 34). Один из крестьян, бывший случайным свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Скончались мученики в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

Когда в Алапаевск вошли белые, они предприняли усилия по расследованию преступления. Место расправы было обнаружено, тела подняты на поверхность. Оказалось, что великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине пятнадцати метров. Рядом с ней нашли тело великого князя Иоанна Константиновича с головой, перевязанной разорванным апостольником великой княгини. Она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего.

Прославление и почитание святой Елизаветы

Останки мучеников были сначала погребены в склепе Троицкого собора в Алапаевске, потом вывезены сначала в Читу, где находились 6 месяцев, затем в Китай, в Пекин. Оттуда в 1921 г. останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее келейницы Варвары были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма Святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании.

В 1981 г., накануне канонизации новомучеников российских Русской Православной Церковью за границей, их гробницы решили вскрыть. Тела новомучениц оказались частично нетленными. Они были положены в храме Марии Магдалины, где пребывают и поныне.

В 1992 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников российских- преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины — 5 (18) июля.

Так завершила свой жизненный путь преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова, путь, сделавший из немецкой принцессы русскую святую. Чистота святой Елизаветы поразительна, милосердие неисчерпаемо и превосходит все понятия о милосердии современного человека.

Среди святых есть праведные, есть мученики и преподобные. Святая Елизавета совместила все эти виды благочестия, являя собой пример для подражания как монахам, так и мирянам.

Хочется верить, что молитвами святой Елизаветы и других новомучеников и исповедников российских, возродится нравственность нашего народа. И тогда Русь снова можно будет назвать святой.

Святая Елизавета моли Бога о нас!

Выполнила: Марченко Елизавета ученица 7 класса

МБОУ г.Иркутска СОШ № 38

Руководитель: Бурлова Ирина Даниловна,

учитель русского языка и литературы