Устремляясь ко Христу
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие» слышим мы сегодня, празднуя память славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Это люди, которые смогли всю Вселенную сделать православной. Не потому ли, что им дано было знать Христа лично? Каждый из них имел опыт непосредственного общения со Христом. Если Пётр, будучи провозглашённым камнем, на котором Господь созиждет Церковь Свою, при жизни собственной знал Христа, то Павел − тот самый Павел-Савл − был ревностным иудеем, который гнал христиан и участвовал даже в избиении Первомученика и Архидиакона Стефана, может быть, лично и не вознося руку на него, но охраняя одежду его [Деян. 7:55-60, 8:1-2]. Что же это были за люди действительно, которые были разными и в то же время, имея особый дар и тот и другой, смогли этот мир сделать христианским?
Что значит, мир сделать христианским? Это не значит вовсе, что все согласны со Христом. Это не значит вовсе, что все становятся и стремятся быть христианами. Но в каждом уголке нашей Вселенной, нашего мира провозглашено Слово Божие. Может быть, ещё не все племена, живущие в каких-нибудь джунглях Америки или Африки, слышали о Христе, но на все континенты Слово Божие донесено: в первую очередь, трудами таких великих подвижников как Пётр, Павел и других апостолов. Эти великие мужи действительно мир сделали Христовым, потому что дана была власть и дана была особенная любовь ко Господу каждому из них. Да, Пётр восклицал «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь», и тут же отрекался от Христа. Немощь его по-человечески понятна, а Христу понятна по-Своему, ибо Он знал, что для того чтобы Петру исполнить подвиг, который ему предстоит, ему необходимо было укрепиться и смириться, оставить всё то человеческое, что оставалось перед ним. Мы помним, как Спаситель исцелил его тёщу, мы знаем, что он был человек семейный: у него были жена и дети, которых он оставил и которые потом, может быть, его молитвами наследовали Царствие Небесное. А Павел! Удивительный человек, образованнейший, прекрасно воспитанный. Он говорил, что восхищен был даже «до третьего неба» [2Кор. 12:1-5]. При жизни был восхищен и видел Царствие Небесное − вот такой милости и великой Благодати был удостоен этот человек! И каждый из них знал Бога лично. Апостол Павел узнал Бога лично, падая в прах придорожной пыли, когда шёл из Иерусалима в Дамаск избивать христиан. И это самое личное общение настолько обогатило и изменило их жизни, что они исполнились той необходимой благодати и силы, чтобы стать первоверховными апостолами.
Каждому христианину известно из его личной духовной жизни, Кто Христос. Каждый из нас, стремящихся к этой благодати своим сердцем, угадывая её чувством своим, узнаёт Христа. И это необъяснимое, нами самими труднопонимаемое чувство, делает нас по-настоящему способными учениками Христовыми. Ученики − не только те, которые читали Евангелие и знают Закон. Ученики − прежде всего, те, кто знает Христа сердцем, кто желает Его благодати и любви, кто желает быть неотступно рядом с Ним. Это трудно, почти невыносимо тяжело, почти несовместимо с нашей повседневной жизнью, но когда держит нас за сердце, держит нас за всё наше естество человеческое, тогда, устремляясь к Христу, мы тоже можем сказать, что знаем Его. И потому апостолы − близкие нам люди, потому что они нам понятны: они знали Бога и потому последовали за Ним и все концы Вселенныя привели ко Христу. И для нас учение Петра и Павла не некое нетождественное нам учение или право, а то, что естественно лежит в сердце человеческом, а в русском человеке так глубоко, как ни в каком другом. И поэтому мы легко отзываемся на это, нам легко и очевидно понять, кто такой Пётр, кто такой Павел. И мы, устремляя молитвы свои ко Господу, просим этих двух великих мужей помогать нам. Они оставили после себя Соборные Послания, адресованные то коринфянам, то ефесянам, но они необходимы нам сегодня: пусть мы не коринфяне, не ефесяне, а люди, живущие вот здесь в Иркутске, но и нам с вами адресовано каждое слово в этих посланиях. Для того, чтобы сохранить свою бытность со Христом, человеку надо много трудиться. Иногда люди приходят ко Христу в страшном обстоянии, иногда в радости, в плодоношении. Иногда вообще неведомо каким чувством водимы ко Христу. Но чтобы остаться Христовым, недостаточно иметь чувства − нужно иметь ревность о трудах, необходимые духовные силы и личную потребность быть христианином. Не для того, чтобы отвести себя от обстояний этой жизни − они никуда не денутся. И болезни, и труды, всё это есть и будет вместе с нами всегда. Но алкая необходимого, мы собираем силы для того, чтобы остаться со Христом. Потому что чтобы уберечь себя, оказывается, и Его воли недостаточно − нужна ещё и наша с вами воля, желание, труд, стремление.
Вот в этом удивительном сложении чувств и религиозного опыта каждого из нас мы встречаем этот великий праздник на вершине лета после нестрогого, но полного искушений поста, полагая при этом, что опыт, приобретённый нами за время прохождения этого поста, обогатил нас − даже если мы согрешили, даже если человек падал и не мог понести самых простых трудов, он всё равно стал богаче, потому что знал, к чему его призывает Господь и ради чего он старается, трудится, терпит лишения, обстояния в жизни, размышляет, кается на исповеди, представляет перед собой Христа, когда молится утром или вечером. Пусть наша сегодня такая житейская брань не поглотит то славное, тёплое, сладкое устремление ко Христу. Пусть не затмит суетность нашей жизни, всякие огороды, грядки и другие устремления повседневности того, что лежит на сердце и что нужно оберегать и постоянно сохранять чтением Евангелия, чтением Апостола. А когда мы читаем Послания Апостолов, мы вступаем с ними в духовное общение, которое нам молитвенно необходимо, и особенно в эти деньки, когда Господь встречает каждого потрудившегося постом.
Аминь.