О Православии в США. Часть 1.

Шестого ноября 2016 года в учебной аудитории Харлампиевского храма прошла открытая лекция о Православии в Америке. Своими впечатлениями от недавней поездки в США поделился настоятель храма протоиерей Евгений Старцев. Ниже мы приводим краткое содержание лекции.

Служба в Знаменском кафедральном соборе Нью-Йорка. Слева — предстоятель Русской Православной Церкви Зарубежом, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Справа — протоиерей Евгений Старцев, настоятель Харлампиевского храма г. Иркутска.

Вступление

«Поездка, которая состоялась совсем недавно и завершилась 29 октября, отчасти была этапом работы над фильмом о святителе Иннокентии Вениаминове, которая началась восемь лет тому назад. Личность святителя не перестаёт для нас быть актуальной и интересной: опираясь на знания о его жизни, молитвенно общаясь с ним, можно более глубоко осмыслить наше сегодняшнее состояние, современную миссию нашей Церкви, и через это продолжить своё служение и возделывание той христианской жизни, которую мы с вами сегодня пытаемся возродить. В 2012 году в этом процессе мне довелось съездить в Австралию, и в том же году мы на яхте перешли крестным ходом из Петропавловска-Камчатского до мест служения святителя − Уналашки, Кадьяка и Ситки (Новоархангельска). Иными словами, мы пытаемся заниматься той историей, которая включена в поток событий и явлений из жизни нашего народа, нашей Церкви. Для того чтобы понять, какой должна быть миссия сегодня, мы с вами должны хорошо рассмотреть, какой была эта миссия многие годы тому назад. География трудов святителя Иннокентия совершенно немыслима по размаху и простирается на целые континенты − Евразию и Америку. Когда мы прибыли на корабле на Уналашку, где святитель начинал свою активную миссионерскую просветительскую деятельность, то увидели материальные плоды его пребывания здесь: вот стоит построенная им церковь, стоит его дом, улица, названная его именем. Казалось бы, что особенного? Но ведь уже прошло более 150 лет со времени егопребывания там. Что это? Такая хорошая память у народа, живущего там? Или это какое-то другое явление, которое нам с вами нужно понять и осмыслить? И когда приходишь дальше на Кадьяк, в Ситку-Новоархангельск, становится понятно, что память наших миссионеров, и особенно святителя, невозможно изгладить и стереть, потому что она нематериальна и содержится, буквально, в крови тех, кто живёт там».

Духовное наследие Русской Православной Церкви Заграницей

«Своё путешествие на этот раз мы (прим. — отец Евгений, журналист Мария Филатова, оператор Роман Васехин) начали с Нью-Йорка, духовной столицы Русской Православной Церкви Заграницей. Конечно, наше непродолжительное пребывание там не вместило в себя всего, что могло бы быть в него вмещено, но и за это время Господь сподобил меня послужить в Знаменском кафедральном соборе, настоятелем которого является Предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Сам владыка − потомок первых эмигрантов, уехавших из России во время Гражданской войны. Он носит в своём сердце любовь и к России, и к Русской Церкви, которая была долгое время разъединена, а теперь вновь соединена в каноническом общении.

Надо отметить, что РПЦЗ воссоединилась с нами недавно. Случилось это буквально на нашей памяти, в 2007 году. Разобщение, в котором мы находились долгие годы по причине смутных революционных событий, наконец-то, уладилось. Православные христиане по всему миру долгое время молились о себе самих как «о народе русском, в России не сущем», не находя в себе духовных сил к каноническому общению с Русской Православной Церковью, находящейся в России. Тому были причины, поскольку советская власть не просто уничтожала Церковь, но и часто старалась её использовать, и бывало так, что РПЦЗ видела в этом богопротивное сотрудничество между богоборческой, безбожной властью и Русской Православной Церковью. Когда же сменились поколения, и многим стало понятно, что политический строй в России уже иное предлагает русскому человеку, когда наша Церковь стала возрождаться (и так бурно, что приобрела с этим не только успехи, но и многие болезни и проблемы), Русская Православная Церковь Заграницей согласилась с тем, что нужно воссоединиться.

Во время беседы с владыкой Иларионом мы затронули эту тему, и я спросил его: «Владыка, какое влияние присоединение Русской Православной Церкви Зарубежья к Русской Православной Церкви оказывает сегодня на вашу духовную жизнь?» И он сказал: «А вообще-то, мы считаем, что это вы к нам присоединились, а не мы к вам». И эти слова имеют серьёзный смысл, потому что, приобщившись к духовной жизни людей, живущих на других континентах, я увидел в них содержание дореволюционного духа русского народа, которое им досталось, и которого мы с вами в России не узнаем, потому что мы прошли такие страшные периоды развития нашего общества и государства. Все мы с вами являемся, по сути, неофитами, пришедшими в Церковь из безбожного состояния, и мало кто из нас наследовал духовную традицию от наших непосредственных родителей и прародителей. Все мы как бы вновь крещены, вновь обращены в Православие. А они нет. Они естественным образом живут той традицией, которую сберегли те, кто ушёл отсюда. В этом их великое богатство и достоинство, и они это хорошо понимают и готовы разделить с нами этот духовный опыт».

Продолжение. Часть 2.