О Православии в США. Часть 4.
Шестого ноября 2016 года в учебной аудитории Харлампиевского храма прошла открытая лекция о Православии в Америке. Своими впечатлениями от недавней поездки в США поделился настоятель храма протоиерей Евгений Старцев. Ниже мы приводим краткое содержание лекции.

Интересные особенности приходской жизни
«В столице Калифорнии, городе Сакраменто, мы посетили храм Святого Вознесения Христова. И здесь хочется особенно обратить внимание на то, каким образом устроена жизнь этого прихода. Поскольку русские диаспоры немногочисленны, храмы возводятся и содержатся исключительно за счёт пожертвований прихожан. Вряд ли можно ожидать, что какие-то крупные олигархи русского или иного происхождения становятся крупными благотворителями. Сами прихожане очень трепетно относятся ко всему, что связано с приходской жизнью.
Нам довелось стать свидетелем положения нового старосты прихода после Воскресной службы. Староста здесь играет важную роль и приносит присягу при полном собрании всей общины. На центральный аналой полагается Евангелие, он выходит на середину храма и на двух языках − русском и английском − читает присягу. При этом он обещает всему приходу стараться приумножать, укреплять церковь, беречь её. А люди, избравшие его по предложению священника, в это же самое время желают ему в этом Божией помощи. После совершается праздничная трапеза, куда приходят все, кто участвовал в богослужении (а это около 150 человек). К слову, сам староста оказался родом из Забайкалья, уехал в Америку в конце 80-х годов. Простой человек, никакой не бизнесмен. Когда узнал, что я (прим. — о. Евгений) тоже с Забайкалья, то заплакал.
Это производит очень сильное впечатление, потому что в этом видится некое единство прихожан, которые живут вокруг этой церкви. С одной стороны, их можно понять, поскольку их окружение нерусское, и для них русская жизнь − это, прежде всего, жизнь Церкви. С другой стороны, понимаешь, что нам этого очень сильно не хватает. У нас значение общины поставлено на второе, третье, или десятое место в жизни Церкви. А у них община является центром всего: она содержит священника, содержит храм, освящает просветительскую деятельность. К примеру, после вечерней службы нас пригласили на встречу с православной молодёжью, ребятами от 17 до 20 с чем-то лет, разных национальностей, которые решили собраться вместе и заниматься миссионерством. Православие живо не только в традициях белых эмигрантов и их потомков, а в жизни уже новых пришедших в Церковь людей. Общины берут на себя заботу о стариках, формируют бюджет, контролируют его исполнение. И все принимают в этом посильное участие. Жизнь общины протекает у всех на виду, там нет закрытых тем. Такие общины могут жить долго: даже если священника оттуда переведут, община останется. Да и просто так священника оттуда уже не переведёшь, поскольку уклад жизни общины этого не позволит. Священники на одном приходе служат всю жизнь.
Думаю, и нам нужно думать о том, как построить нашу приходскую жизнь так, чтобы она стала полнее для прихожан. Конечно, мы не американцы, но чему-то полезному можно и поучиться. Такая община, к примеру, была на Маросейке у святого праведного Алексия Мечёва».