В едином строю с Архистратигом Михаилом

img_4765-2

Проповедь прот. Евгения Старцева в престольный праздник храма 21.11.2016. 

С праздником, дорогие братья и сестры!

Небесные Силы Бесплотные − это часть того духовного мира, в котором живёт душа человека, и откуда исходят все энергии Божественные. Такую сложную природу имеет человек, что он вынужден подчиняться законам мира физического и мира духовного. Но духовный мир существовал прежде, и Господь живёт в том самом мире. Владея всем миром, Он живёт в духовном мире.

Святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что Господь ограничил Свою власть свободой человека. Той самой свободой, которой мы распоряжаемся, решая, что нам дороже: духовное, Небесное, или сегодняшнее, плотское и телесное. То, что мы с вами видим, ощущаем, и чем очень-очень дорожим. Вот этой самой свободой наделённый человек определяет для себя всё в своей жизни. И Господь, даруя нам образ Божий, оставляет нас в том самом состоянии свободы, которое необходимо для спасения. Несвободный человек спасаться не может. Заточи нас в кельи монастырские, лиши нас всех соблазнов, которые только могут быть, к которым мы так привыкли − будем ли мы спасаться? Большой вопрос. А находясь на свободе, окружённый обстояниями и страшными искушениями, трудностями, скорбями, человек начинает искать путь ко спасению. И иногда находит его в кельях монастырских, но приходит туда, как правило, по собственной воле, желая избавиться от всего искушающего его мира, который обстоит нас со всех сторон ежедневно и ежеминутно. Силы, противостоящие Богу, искушая нас, желают нам погибели. У этих сил больше нет никаких смыслов существования и нет ни на что больше никаких желаний и устремлений, кроме как соблазнить человека. Человек остаётся свободным. Он решает, воин он или, отказавшись от сопротивления, предаётся страстям, похотям, любованиям этого мира. И это состояние делает нас способными понять, что происходит, и как за нас воюют Силы Небесные с силами тьмы. Иногда русские плюют даже через левое плечо. Когда искушает нас кое-то, хочется туда плюнуть, символически подчёркивая своё пренебрежение к тому, кто в этот момент стоит с левой стороны от нас. А кто стоит с правой? Ангел Хранитель, поданный нам при Крещении. Архангел Михаил, к которому мы взываем, когда просим о его заступничестве в этой самой борьбе. И другие Небесные Силы, которых мы ощущаем, а иногда не ощущаем и даже, может быть, не знаем, что они существуют.

Много очень храмов с престолами, освящёнными в честь Архистратига Божия Михаила, и один из них наш. И люди, участвуя в этой борьбе, в этой брани, понимая, что без заступничества Божия, без помощи Небесных Сил человеку не выстоять, просят Архистратига, чтобы он, пришед, восставил наши силы и отринул от нас того, с кем бороться мы не в состоянии. Человеческих сил в борьбе с дьяволом ничтожно мало. А если говорить о духовном опыте нашем микроскопическом и многотысячелетнем этого самого чудовища, то это просто несопоставимо. Но что же для Бога дороже? Кто дороже? Кто для Него на самом деле самый главный на земле? Конечно, человек. Причём, каждый из людей в отдельности взятый. Иногда люди думают, что находясь в своих бедах, скорбях, слезах, они забыты Богом, и не видят никакого просвета. Бывает, что Господь посылает это для научения, для испытания человека. Но чаще всего, это происходит с нами тогда, когда мы сами грехом своим разворачиваем себя спиной ко Христу и уходим от Него на сторону далече. Оказываясь в этом самом одиночестве, в этой темноте, когда свет Божественный не падает на нас, не просветляет наше зрение, а всего лишь вызывает в памяти какие-то отблески, очень важно знать, что не Господь отказывается от нас, а мы уходим от Него − когда грешим, когда соблазняемся, когда проигрываем борьбу с князем мира сего.

Святой апостол Павел сегодня говорит: «Если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него» [Евр. 2:2-3]. Утвердилось ли в нас? Каждый знает сам. Господь знает, и каждый из нас знает, утвердилось ли в нас Его слово, хочется ли нам быть утверждёнными в вере. Иногда кажется, что вера − это наше молитвенное правило. Да, это часть нашего труда. Но вера − это ведь ещё и любовь, это молитва за ближнего своего, искренняя и необходимая каждому, о ком молятся, и кто молится. Если мы перестанем заботиться о наших ближних хотя бы в молитве, то кем мы станем? Вспоминается одна притча или даже сюжет из церковной жизни, когда один священник в царское время перестал вынимать на Проскомидии частицы за души людей, о которых заказывали сорокоусты. Он просто пренебрёг этим, а подаваемые записки сбрасывал за жертвенник. И вот однажды он вошёл в алтарь, в очередной раз совершая Литургию, и увидел вдруг огненного Херувима, стоящего с мечом у престола. Ему было сказано: «Мне благословлено разрубить тебя пополам, рассечь за нерадение твое и за  немолитву твою о ближних твоих. Но только милосердием Божиим и заступничеством Божией Матери благословлено подождать до времени». Испуганный священник в трепете и ужасе, конечно, изменил свою жизнь и, видимо, был прощён. Вспоминается, что престол, на котором он служил, был посвящён Божией Матери. Её заступничество спасло его от смерти. Действительно: нас не только защищают, с нас ещё и взыскивают, с нас спрашивают за то, насколько мы радеем о деле, к которому приставлены − священники к своему, а миряне к своему. И не надо думать, что миряне ни за что не отвечают. А дети, которые рождены были через нас? А родители, о которых надо ещё позаботиться, пока живы? А сами мы? А о нашей душе как позаботиться? И на всей страже этой стоит Архистратиг, которому вменено мечом рассекать всякого, кто не радит. Не оттого ли так страшны и ужасны, и скоротечны смерти тех, кто отказался от Христа и не желает быть Божиим? Тот невидимый мир, который решает судьбы мира материального, обстоит вокруг нас, мы живём в нём и не должны быть слепыми духовно, отправляясь подобно безумцам в дальнее путешествие, не имея с собою вожатого.

Наш сегодня престольный праздник говорит нам о том, что хорошо бы по понедельникам (на понедельник выпало сегодня чествование всех честных Небесных Сил Бесплотных) особенно возвышать молитву свою ко Архангелу Михаилу, нашему с вами заступнику, предстоящему у Престола Божия, и молитвеннику о каждом, кто радит, кто воздыхает, и кто старается хоть как-то изменить себя. И в понедельник неплохо было бы каждому христианину акафист Архистратигу Михаилу взять, да и прочитать. Чтобы была в нём крепость и твёрдость, чтобы каждый из нас, благословлённый им, оставался воином Христовым, радетелем о спасении души своей, а не просто лежащим в канаве подобно свинье. Это то, что называется бранью духовной, ради которой Архистратиг Божий, неотступно сопровождая нас, молится, заботится о нас. А нам с вами надлежит об этом не просто знать, но и находиться с ним в едином строю ради спасения своего, ради будущего своего, и ради тех, кто живёт сегодня рядом с нами. В чём нам, Господи, помоги!