Неделя пред Рождеством Христовым, проповедь прот. Евгения Старцева

2-vifleemskaya-zvezda-1

Празднование светского нового года нынче пришлось на ночь с субботы на воскресенье, Неделю пред Рождеством Христовым, посвящённую памяти святых отец Православной Церкви. Субботним вечером в Харлампиевском храме отслужили Всенощное бдение, а все желающие встретить новолетие в храме могли помолиться и причаститься Святых Христовых Таин не только утром первого января, но и за ночной Литургией. После ночной и утренней Литургии по традиции был отслужен Новогодний молебен.

После утренней воскресной Литургии с проповедью к прихожанам обратился отец Евгений:

«В неделю накануне Рождества нам говорит Евангелие о родстве Господа нашего Иисуса Христа по Его мнимому отцу Иосифу, который был потомком царя Давида. От Адама прослеживается Его родословная. В другом Евангелии, от Луки, приводится родословная по Божией Матери. Все мы с вами восходим к Адаму, и нам говорится о том, что Господь внимательно следит за нашей жизнью, и наш с вами сегодняшний путь является продолжением пути предшествовавших нам родителей и прародителей, и следующих за нами детей.

Некоторые взрослые думают, что детей достаточно накормить, напоить, подгузники надеть, выучить в какой-нибудь школе, а потом умиляться, делая вид, что долг исполнен — на самом деле всё намного серьёзней. Наша связь друг с другом в родстве настолько серьёзна, что иногда обуславливает всё в нашей жизни. Если родители не воспитывают детей в благочестии, не подают им пример христианской жизни, детям приходится искать эти пути и научаться важнейшим урокам в своей жизни самим, при этом накапливая в себе греховный опыт, болезненное духовное «обогащение». Накопленный грех, как мы знаем, человек потом несёт согбённым по жизни. Пришедши в Церковь, люди понимают, что своим греховным багажом наградили детей своих ужасной наследственностью, склонностью ко греху. И мы должны понять, что хорошо бы это пресечь, не продлевать, а находя в себе немощь и склонность ко греху, бороться с ней, испытывать чувство вины перед детьми (не обязательно это показывать, кстати говоря). Почему благообразные старики всегда бывают такими… блаженными что ли. Не потому что ума лишились, а потому что понимают своё ответственное и грешное состояние перед детьми. Когда это до нас дойдёт в старости, может быть, будет уже поздновато — а вот хорошо бы сейчас понять, когда дети есть, и внуки у многих из вас. Смотришь на них и видишь в них собственный грех. Если бы я жил по-другому, например, наверное, сегодня мои внуки были бы другими, может быть, лучше, чем они есть. Поэтому родство, приводимое в Евангелии, это не просто некая дань апокрифическй правде — это напоминание нам о том, насколько важно нам с вами быть ответственными за свою жизнь и перестать сеять раздор и грех, осуждать и продлевать эту греховную привязанность в своих детях.

Конечно, всё это можно понять человеку не психологического ума, который привык анализировать жизнь свою, а человеку духовному, который готов общаться с Богом ради спасения. Многие общаются с Богом ради блага,  ради того, чтобы у них всё было хорошо. Может быть, это и неплохо в начале пути, но для человека, в Православии утвердившегося, этого совершенно недостаточно. Благо то есть, то его нет, здоровье всё равно умаляется, и каждый день нас приближает ко гробу. Иногда люди говорят: вот, болеем, страдаем, болит спина, болит нога. Да слава Богу, что болит! Если болит нога, значит, она есть. Когда впадём в беспамятство или помрём внезапно, тогда — грош-цена была всей жизни, потому что не успели ни покаяться, ни причаститься и напутствоваться. Давайте перестанем роптать на свои болезни и будем радоваться тому, что, зная наши грехи, Господь попускает нам и болезни и страдания, чтобы они переплавились в нашем сердце и стали скорбью духовною, за которой последует исцеление, очищение души, необходимое для нашей жизни. Рождество Христово, которое приближается, не может быть понято человеком, если человек не страдает. Без Богомладенца, Который на днях вот-вот родится, не возможно определение веры для человека, который чает Царствия Небесного, и для которого смерть — благо и приобретение, как говорил апостол. Поэтому хорошо бы нам с вами в эти деньки обо всём этом поразмыслить, примириться со всеми, с кем вы в каком-то недоумении, нелюбви, и ради себя самих и ради детей, которые рядом с нами живут и впитывают в себя наш грех и последствия грехов нашей жизни. Осудим мы кого-то при детях — дети склоняются ко греху осуждения. Позволим себе праздность и удаление некое от церковной жизни — вместе с нами удаляются наши дети, внуки, правнуки, и так далее.  

Мы живём вне рая, и только христиане, которые чают райской жизни, угадывая сердцем своим, иногда даже не представляя себе полноты православного вероучения, тем не менее, устремляются туда. Поэтому в последние деньки Рождественского поста, несмотря на праздник Новый год, мы должны с вами вложить свои усилия в дело собственного спасения. И дай Бог, чтобы всё это укреплялось, и исчезла из нашей жизни надменность, некое спокойствие по поводу того, что мы уже христиане и всё хорошо. На самом деле мы плохие христиане. На самом деле всё плохо. Но плохо настолько, насколько плохи мы и далеки от Бога. Рождество приближает нас ко Христу, к моменту Его Рождения, и с того момента мы с вами можем быть близкими Ему настолько, насколько сами в себе эту необходимость испытываем».