Благовещение Пресвятой Богородицы

Проповедь протоиерея Евгения Старцева

Храмовая икона Благовещенского собора Московского Кремля. XVII век.

Прежде Рождества Христова была весть, которая пронзила, кажется, ожидавшую её молодую Девицу. Евангелие называет Её Мариам, Мария. Эта весть пронзила и пронзает каждый раз и нас, когда мы вдумываемся в то, что же было дано Ей знать. Девица Эта предназначалась для Бога ещё престарелыми родителями Своими: Она воспитывалась при храме и, как и многие другие воспитывавшиеся при храме девицы, готовилась к тому, чтобы посвятить Себя Богу. Напряжение в израильском народе было велико, ведь ближайшее событие, которое должно было случиться в среде его − это было рождение Мессии. От кого Он произойдёт? Конечно же, благочестивые иудеи, ревнители, те, кто желали спасения (а кто-то, может, по-человечески понятных благ), готовили своих девочек к тому, чтобы кто-то из них был удостоен чести быть матерью Мессии. Но иудеи видели в этом больше человеческого, чем духовного. Благая Весть пронзила Девицу, Которая была отдана в послушание, кажется, уже безнадёжно пожилому человеку, чтобы помочь ему провести последние годы его жизни, в воспитании детей, в обустройстве семьи. Она была отдана ему после воспитания при храме. Надо сказать, что человек этот был благочестив, конечно. Вряд ли бы Господь позволил Девицу — Богоотроковицу, как назовет Её позже Церковь, способную вместить во чреве Своём Бога — отдать в семью, в которой жили бы люди нечестивые. Она смиренно исполняла Своё послушание семейное, занимаясь рукоделием, как говорит нам Предание, и была удостоена посещения Архангела Гавриила, который возвестил Ей о том, что Она родит Сына Эммануила. Диалог был очень коротким.

«Как же это будет, если Я мужа Своего не знаю?» (То есть, если нет у них естественной близости супружеской).

А Архангел говорит ей: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя». Ответ был смиренный и очень простой:

«Буди Мне по глаголу твоему».

Всего лишь Девица сказала несколько слов, но этим Своим смирением Она приняла то, что должна была принять. Долго ждал Господь, когда, наконец, в человеческой среде, в богоизбранном народе родится Та, Которая достоина будет родить Сына Эммануила. Он готовил к этому народ израильский. И народ израильский знал об этом, сохраняя закон, сохраняя тот уклад, который необходимо было сохранить, и, не зная Бога сердцем своим, тем не менее, ждал Его рождения. О том, что не знали сердцем, свидетельствует то, что через тридцать лет с небольшим тот же самый народ, который ждал Мессию, будет обескуражен Его проповедью, Его проявлениями, Его обличениями. И большая часть его не захочет принять эту проповедь и эти обличения. В последние годы иудеи нашли для себя оправдание в том, что суд над Христом был неправедный, в нарушение всякого законодательства, даже иудейского, исполненный. Дескать, мы, сегодняшние иудеи, не имеем к этому никакого отношения. Но тот самый возглас, умоляющий Пилата о казни Христа, «пусть Его кровь будет на нас и на детях наших», сегодня не может не довлеть над народом, который избрал Господь. Так или иначе, мы об этом всё время размышляем, потому что скоро Пасха, и Великий пост нас обязывает к тому, чтобы все наши духовные и физические силы были собраны воедино для того, чтобы познать Христа и приблизиться к Нему, чтобы увидеть грех свой и покаяться в нём, чтобы праздники, которые удивительным образом сопровождают нас, стали доброй поддержкой в нашей жизни, той духовной пищей, которая необходима нам. И вот Благовещение, которое случается, как правило, в Великий пост, утешает нас с вами и предвозвещает нам Великую Пасху. Было Благовестие, значит, случится и Рождение, будет Рождение, значит, случится и Воскресение. И в таком умозрительном сошествии Христу каждого из нас, в чтении и постижении Святого Евангелия, мы можем стать с вами христианами. Теми христианами, которые любят, которые чают собственного воскресения, и которые без этого не представляют никакого смысла в своей жизни. Действительно, если человеку не представить, что он бессмертен, что душа его не будет определена в обители Божии, никакого нет смысла жить. Никакого нет смысла к восхождению на собственную Голгофу, никакого нет смысла в благочестии, смирении, стяжании добродетелей, всё это утрачивает всякий смысл. Но Господь говорит нам «помни час смертный», потому что он не минет никого из нас. Мы тут же начинаем прокручивать назад всю свою жизнь: кто мы сейчас, кем мы были, что от нас ожидает Господь, что нам делать, как нам вообще провести остаток дней своих. Вне зависимости от того, сколько человеку лет — 80 ли, 50 ли, 30 ли — каждому христианину трезвомыслие присуще. Дай Бог, чтобы мы через воцерковление приобрели ту необходимую нам меру жизни, которая заключается в ежедневном сопряжении себя с жизнью Церкви. Если человек не сопрягает себя с жизнью Церкви, то тогда он живёт, видимо, ради чего-то другого. Если Благовещение для него не праздник, а лишь листок календаря, тогда он, по-видимому, захвачен какими-то житейскими, по-человечески, может быть, важными делами. Если мы не сопрягаем себя жизни Церкви, то сопрягаем каким-то текущим новостям, житейским заботам — то есть миру. Но ведь Господь победил мир и поэтому каждому из нас желает жить вне мира, жить над миром. Не оставляя заботы о ближнем и не оставляя попечения о душе своей, христиане живут вне этого мира, живут как люди духовные, как говорит апостол Павел. Если прилеплены к миру, прилеплены ко греху, тогда больше плотские, чем духовные. И сегодня хочется нам всем радоваться, хочется быть духовными и способными любить, хочется быть ревностными, потому что без ревности и понуждения себя в жизни христианской христианин не состоится, не откупится от Бога ни пожертвованиями, ни бесконечным числом поставленных в храмах свечей, ни заказанными сорокоустами и так далее. Всё это первая ступень, может быть, приближающая нас к жизни Церкви, но ещё далеко отстоящая в действительности.

Дай Бог, чтобы мы с вами радовались. Дай Бог, чтобы мы приветствовали друг друга словами «радуйся!», как делали это христиане в прежнее время: потому что ты христианин, потому что Благая Весть пронзила и тебя когда-то, и ты теперь уже не просто некий человек, пусть даже крещённый, ты теперь оповещён о том, что Господь скоро придёт в мир, и ты возрадуешься вместе с Ним, будешь соскорбеть Его страданиям, восхищаться Его подвигом и вместе с Ним воскресать. Это такое богатство, которого нет ни у кого! Кажется, многие веруют, кажется, многие знают, что Бог есть. Но все ли радуются, все ли торжествуют с Церковью на её Празднике, в её удивительной тайне, которая предложена нам для спасения.