Вход Господень в Иерусалим

Проповедь прот. Евгения Старцева

С праздником, дорогие братья и сестры! Каждый день в Церкви − особенный. Чем же особенный этот день? Закончился Великий пост. Тот самый пост, который оставлен нам Господом в назидание нашей духовной жизни, в подражание Ему Самому, постившемуся сорок дней в пустыне. Себя мы узнали, кто мы, увидели постом, насколько мы готовы к духовному подвигу, насколько мы выдержанны и способны уклониться от страстей. Все мы себя в этом увидели по-настоящему, если, конечно, были внимательны. И вот пришёл, наконец, Вход Господень в Иерусалим, предваряющий Пасху Христову. Следующим праздником будет уже Тайная Вечеря, на которой Господь будет собирать учеников Своих, учить их, умывать им нозе. Пётр будет просить, чтоб и главу ему помыл Господь.

Но всё это будет потом, несколько дней спустя, а сейчас Господь приходит в Виффагию и Вифанию, где живёт Лазарь, которого Он воскресил буквально вчера. Многие иудеи, потрясённые случившимся, уверовали во Иисуса, уверовали в то, что Он Мессия, что Он − Тот Самый Сын Божий, Которым Себя называл. Иудеи-первосвященники смутились очень. Они были возмущены, потому что паства стала уходить от них, и пожелали убить и Иисуса, и Лазаря. Желание разделаться со Христом вызревало в них давно, но не было у них на то власти, потому что Господь этого ещё не попустил, и не имели они той силы, которая нужна была для этого страшного преступления. Иисус же, зная, что предстоит Ему, входит в город, ожидая при этом встречи с народом. Завтра-послезавтра мы с вами будем читать Евангелие, и Он будет говорить: Иерусалиме, Иерусалиме! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!… Это Его родной город, это город всех иудеев. Он настолько был встревожен встречей с иудеями, которые снимали с себя одежды, бросали под ноги ослёнку, на котором ехал Иисус, кричали «Благословен грядый во имя Господне! Бог Господь явися нам!». Через несколько дней те самые иудеи будут кричать совсем другие слова. А тогда они хотели Христа сделать законным царём вместо Ирода, который был самозванцем и сыном самозванца. Законным царём сына Давидова они хотели видеть на престоле, но уклонился от этого Христос, потому что Царствие Его не от мира сего. Он отправился к ученикам Своим и учил их, ходил по Иерусалиму, пришёл в храм. Многое из того происходило в эти дни, которые мы с вами должны пережить. И очень важно знать, дорогие мои, что грех иудейский, предательство и неприятие Христа должны напоминать нам с вами нас самих. Кажется, все знают, что есть Бог. И православных христиан, называющих себя таковыми, в России сегодня 8 из 10 русских людей. Но где эти люди? Зная, что есть Бог, эти люди не спешат снять с себя одежды и бросить под ноги Его. Многие даже к Церкви имеют прохладное отношение, что не позволяет нам быть полноценными гражданами Царствия Небесного. Это печальная картина. Наверное, закономерная, наверное, очевидная. Мы должны трезвиться, да не окажемся среди тех, которые сегодня снимают с себя одежды и бросают под Его ноги, а завтра отказываются от Него даже до смерти Самого Спасителя. Этот выбор надлежит сделать каждому человеку. Каждый сделает его сам и решит, будет ли он верующим христианином или будет делать вид, что он верующий христианин. Или, когда ему удобно, он будет верующим, а когда придётся быть искушаемым сатаною подобно Христу в пустыне, он откажется от всего, что его связывает с Богом и с Церковью.

Господь Сам ведает сердце каждого человека, и не нам быть судьями, но хотелось бы, чтобы храм наполнялся подобно сегодняшнему дню не только в Вербное воскресенье, когда люди подымают ветви, сами не зная, для чего они это делают, но чувствуя сердцем, что это необходимо. Хотелось бы, чтобы наша приобщённость к церковной жизни стала естественным дыханием нашего сердца, чтобы мы только через Церковь смотрели на весь окружающий нас мир, научаясь быть учениками Христовыми. Это невероятно трудно. Человеку − невозможно. Возможно лишь при Его помощи, при Его непосредственном участии в нашей жизни. Его мы должны впустить в свою жизнь так же, как когда-то Иерусалим впустил Христа в свои стены для той проповеди, которая состоялась, перевернула мир и разделила его на «до» и «после» Воскресения. Не размышляющий об этом человек удаляется от Христа. Такой человек становится легко уловляемым дьяволом. Но в любом случае, каждый из нас имеет право сказать Богу «прости!», и в последнии дни до Пасхи мы должны это сделать. Мы должны прибежать в храм на Страстной Седмице, обязательно поисповедовать грехи свои, обязательно посмотреть на себя как на чад Божиих, усыновленных Христом, и исправить свою жизнь. Хотя бы на несколько дней, может быть, на несколько часов. Всё оставшееся пусть будет в руках Божиих, Который заботливо сохраняет чад Своих для Царствия Небесного. Грядущая седмица со строгим отношением к себе и ещё более строгим отношением к посту, чем Святая Четыредесятница, предлагает нам вообще ничего не есть и даже не пить. Устав говорит: «Аще кто многонемощен, дается ему хлеб и вода». Представляете? Только больным и немощным предлагается пить воду и есть просфору. Но это речь о мужах сильных духом и телом, и нам сегодня предлагает Церковь и послабления, но если мы вдруг возревнуем и захотим того, то окажется, что это не просто возможно, а ещё и необходимо, и полезно, и особенно приближает нас к ощущению Праздника Воскресения Христова. Грядущая седмица является, наверное, главной во всём церковном календаре. И пост, и славный Четверток, и Евангелие, которое нам предлагает осмыслить Страсти Христовы − всё это предлагается верным, тем, кто готов потерпеть, помолиться, отказаться от себя прежних и стать новыми, возрождёнными, воскресшими для Христова словесного стада. Помоги нам в этом, Господи! Аминь!