Проповедь прот. Евгения Старцева в праздник Святой Пятидесятницы

Фото неизвестного автора

«С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня мы празднуем пришествие Духа Святаго, Утешителя, Которого Господь ниспослал для того, чтобы утешить сердце человека верующего, сердце духовное, сердце, любящее Бога. Мы хорошо знаем, что мы с вами люди плотские, страстные, любящие нашу плоть, удовлетворяющие всяческие её похоти, страсти. Многие люди думают, что это единственное, чем мы с вами наделены. Это заблуждение, потому что человек созданный, в которого Господь вдохнул жизнь, перестал быть просто плотским, а стал ещё и духовным. А вдохнул Господь духовную жизнь в человека в Раю, в того самого Адама, от которого мы с вами все произошли. И всё время, сколько бы мы ни жили, мы будем находиться в борьбе между телом и духом.

Что в нас дух? Что в нас то, что называется голосом Божиим? Иногда это совесть. Иногда это какое-то томление сердца. А иногда это просто прямое непосредственное алкание Бога. Когда человек хочет к Богу, тогда он в этой своей печали и оставленности ничего кроме Бога не желает. Адам и Ева, как только покинули Рай, стали испытывать тоску по нему. Они стали испытывать неизбывную печаль, которая живёт по сей день в каждом человеке. И Христос Иисус, Божественный Сын, отправленный для того, чтобы вразумить, наставить, утешить людей, сказал: Я пошлю вам Духа истины, Утешителя. Того Самого Духа истины и правды, в Котором мы все с вами нуждаемся. И Этот Дух, действительно, по прошествии времени, оказался в сердцах апостолов − в день Святой Пятидесятницы, когда уже оставленные Спасителем по Его Вознесении ученики в очередной раз собрались вместе. Этот Дух, подобно огненным языкам, как говорит нам Священное Писание, сошёл на каждого. После этого апостолы стали обладать удивительными возможностями, говорить на языках. А зачем им нужны были языки? Конечно, для проповеди, для того, чтобы исполнить сказанное Богом: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Вот для того, чтобы пойти, научить и крестить, они должны были быть исполнены Тем Самым Духом. Они уже были крещены от Иоанна в воде иорданской, и вот теперь они получили Того Духа, Который сделал их непобедимыми, Который сделал их проповедниками, способными за проповедь пойти даже на смерть. Больше того, они смогли научить учеников, а те ученики − других учеников. Больше того, они научились молиться и призывать Дары Святаго Духа, Которые получает всякий человек при Крещении. Ведь вера в нас с вами не от знания. Наша вера от Духа Святаго. От Того Самого Духа, Который подаётся нам как Дары во время Крещения. И это Крещение разделяет нашу жизнь надвое: на «до» и «после». Наделённые великими благами Божиими от зачатия, душою, мы от Крещения наделяемся Дарами Духа, Которые делают нас способными слышать проповедь Божию,  сообщаться с Ним. Человек становится членом Церкви, частью Тела Христова, Коим является наша Святая Православная Церковь. И зная это не умом, а сердцем, человек стремится к правде. Человек стремится к Богу, алкая того, что ему необходимо. Иногда люди не могут понять этого сознанием своим, потому что сознание повреждено, потому что оно больше склонно уже ко греху, и плоть привыкшая грешить часто противится движению духа. Человек привыкает грешить, настолько часто повреждается, что не может даже слышать Слово Божие. Имени Божиего даже слышать не может. Что делать такому человеку? Можно ждать, пока не случится с ним, наконец, какая-то страшная, вразумляющая его неприятность, которая его заставит алкать и искать Защитителя и Утешителя. А можно прости придти в храм Божий и сказать: «Господи, помоги мне! Вот он я, здесь весь, и не знаю, как мне жить дальше, не умею, не научен! Научи меня, Господи!» И тот, и другой будет научен, потому что Господь любит всех. Но какой человек ходит вернее? Конечно, тот, кто идёт к Богу прямым путём, кто ищет Его и находит, в конце концов, кто обходит в своей жизни искушения или преодолевает их. И вы, каждый из здесь стоящих, могли бы сегодня не приходить в Церковь, а оказаться возле телевизоров или у грядок своих, но вы выбрали другое, потому сердце услышало призыв Божий, и каждый из вас оказался способным отозваться на этот призыв. Этот тот самый диалог, который необходим человеку, когда сердце слышит обращённое к нему Богом слово. А Он говорит: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы. И Дух Утешитель, посылаемый от Отца по просьбе Сына, конечно, приходит ради того только, чтобы утешить и успокоить человека. Мятущееся, не имеющее веры, склонное ко греху сердце нуждается в упокоении,  тот самом, которое так радостно мы принимаем, когда, наконец, стяжаем его. Когда мы слышим покой в своём сердце, когда мы ждём пришествия Бога, Его возгласа. Как говорят святые отцы, если замолчало сердце и покой в нём − жди пришествия Христова. Либо это будет труд духовный, либо это будет испытание и искушение, но это будет то самое общение, которое необходимо. Это к тем обращено, кто уже услышал покой в сердце своём, кто принял Утешителя в сердце своём. Каждодневный духовный труд необходим человеку, как дыхание, как кислород в воздухе. Душа наша настолько же печальна и повреждена, как и плоть, но не погибла ровно настолько, насколько не попустил Господь.

Святая Троица − это праздник, в который Господь напоминает нам о том, что Он Триедин − Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Представляя себе Бога Сына на иконе, представляя умом своим Бога Отца (потому что не может Бог Отец быть изображён на образах), мы получаем по молитвам Духа Утешителя в сердцах наших. Такое знание Бога необходимо человеку для того, чтобы жить, устремляясь в ту обещанную обитель, которая приготовлена каждому человеку, живущему на земле. И, какая бы ни была погода, в сегодняшний праздник радостно и светло на сердце, потому что полнота веры приходит к нам, и мы становимся её полноправными обладателями. Так щедро наделяет нас ею Господь, что во время Литургии мы становимся ещё и участниками Божественного пира, вкушая Величайшие Дары, с Которыми ничего нельзя сравнить на земле. Святая Троица, посещая нас Своею тихою, сладкою любовью, напоминает нам о том, к чему мы призваны. Призваны мы к молитве, к единению с Богом, к отрицанию греха. Мы на Крещении плюём в сторону сатаны для того, чтобы отказаться от того, что живёт в сердце нашем и к чему мы так с вами склонны и привыкли. Всю оставшуюся жизнь мы должны это делать: плевать в его сторону, чтобы быть со Христом, а не быть плененными сатаной и украденными им из десницы Божией. Мы научимся этому, если будем в Церкви, если не повседневным попечениям посвятим жизнь свою, не поискам истины на духовных помойках, а будем духовными верными чадами Православной Церкви. Церковь через свой устав, через богослужение научит нас всему. Нужно только быть чуть-чуть внимательными, способными научиться, сколько бы нам лет ни было, 15, 20 или 100. Каждому человеку вполне по силам постичь уроки Господни. Церковь так красиво Богом устроена, что человеку войдёт необходимое в его сердце и сознание. Всё так глубокосмысленно в Церкви, что даже поклоны, казалось бы, имеющие смысл только для плоти человеческой, имеют глубочайший смысл. Мы до сегодняшнего дня с Пасхи с вами не кланялись и вчера только вечером на Всенощном бдении радостно возгласили молитву «Царю Небесный».  А сегодня мы с вами будем учиться вновь кланяться, потому что коленопреклоненнное воздыхание ко Господу необходимо сердцу и плоти человеческому для того, чтобы смириться, научиться быть смиренным сыном. Несмиренные дети − это наказание, мы с вами знаем. Когда ребёнок выходит из твоего послушания − это просто бич Божий на спине твоей. Но когда мы себя ощущаем детьми, какими нам хочется быть? Ретивыми и злобными? Неспособными учиться? Нет, конечно. Хочется быть добрыми, любимыми чадами Божиими, способными воспринимать Его уроки и Его любовь, к нам обращённую. Поэтому молитвы коленопреклоненные имеют глубокий, очень серьёзный духовный смысл. Они смиряют и плоть, и дух человека. Мы научимся этому вновь, когда начнём молиться сейчас на Вечерне с коленопреклоненными молитвами, воспоминая о том, что, кажется, с радостью Пасхальной где-то оставили полтора месяца назад. Удивительное место на земле − Церковь. Церковь питает нас радостью, любовью, наставляет, научает, и держит нас в состоянии трезвости и любви к Богу. Мы, думается, научимся всему, что Господь нам пошлёт, и будем Ему верны. Помоги нам в этом, Господи! Аминь.»