Проповедь в Престольный праздник

21 ноября Михаило-Архангельский Харлампиевский храм праздновал Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Во время Божественной Литургии настоятелю прот. Евгению Старцеву и прот. Вадиму Колеватову сослужил священник Павел Старцев из Храма в честь Казанской иконы Божией Матери. С проповедью к прихожанам обратился настоятель:

«Дорогие братья и сестры! Сегодня у нас Престольный праздник, и мы рады видеть всех вас в стенах нашего храма. Бывает, что по разным обстоятельствам человек покидает храм, оказавшись в каких-то заботах, в болезнях. Он тогда чувствует некую сиротливость от того, что в храме люди сейчас молятся, торжествуют, Господь всех созвал на пир и напоил Кровью Своей, а мы в этом время пребываем в немощах, в болезнях, или в лени. Это говорит только об одном: духовное сердце человека алкает Бога, алкает Правды, торжества и праздника, который приходит к верующему человеку. Мы и без веры остаёмся детьми Божиими, мы и без веры наследуем Его великие Дары, когда причащаемся или принимаем Крещение. Бывает ведь, что человек принимает Крещение, а веры не имеет. Бывает,  даже на Причастие приходит, а сердце пусто в человеке. Но это не умаляет нашей особой, духовной природы. То самое богоподобие, в нас заключенное, не изменится вне зависимости от того, как мы сами к этому относимся.

И эта духовная природа оказалась самой дорогой и самой уязвимой перед искушениями мира и века сего, тем более, в наше время, когда люди, кажется, предаются эксперименту над собой: насколько далеко может человек продвинуться в грехопадении, как глубоко он может упасть, насколько сильным будет его самоповреждение? На днях мы слушали Патриарха, который прямо говорил: всё свидетельствует о том, что конец света близок. Многим деятелям, особенно культуры, следовало бы повнимательнее относиться к себе самим и к тому делу, которое они совершают. Мы, в наше время живущие люди, подверженные этим соблазнам, окруженные этим эфиром, как говорили в прежние времена, этим воздухом, начинённым смрадом греха, являемся мишенью для атаки сатаны. Кто такой сатана? Сын зари, денница, некогда один из самих ревностных и близких к Богу соработников, который в своей ревности и гордыне зашёл так далеко, что Господь вынужден был низвергнуть его с Небес, и многих тех, кто был с ним. Теперь эти самые низвергнутые с Небес, никакого ущерба не в состоянии причинить Богу, воюют за Его любимое творение, которое носит в себе образ Божий, богоподобие в себе содержит, душу безсмертную содержит. Единственное, чем могут поживиться эти ужасные сущности, как их иногда называют − это сердца и души человеческие. Наши с вами. Господь не мог этого допустить в силу того, что Его чада, то есть мы с вами, являются Его единственной заботой. О чём заботиться Богу, Всесовершенному, Всеблагому, как не о людях? Как же Он позаботился? Он наделил нас разумом, свободой воли, и нисподал нам таких защитников и помощников, которых мы сегодня празднуем − Архангела Михаила со всем Небесным воинством. Это самое воинство, не просто предстоящее Богу, но и воюющее за каждого из нас, незримо обстоя нас, не лишая нас ни свободы воли, ни выбора, ни ревности, ни ума, часто разрешает за нас ужасные, кажется, предстоящие перед нами ситуации и их последствия. Те, кто оказывался в таких ситуациях, знает, о чём идёт речь − на войне ли, при иных каких-то событиях, странных стечениях обстоятельств. Но это когда мы задумываемся, и когда всё это стоит так близко, что уже и не понять нельзя. А в повседневной жизни что? Как же нам узреть эту заботу Божию и присутствие в нашей жизни Ангелов и Архангелов? Когда человек не молится, не общается с Богом, ему хоть кол на голове теши, или гром пусть грянет с Небес, кажется, ничто не в состоянии его вразумить, пробудить от сна греховной, обволакивающей лености, которая лишает нас живого духа и сердца нашего.

Дорогие мои, молитва − начало всему! И эта самая молитва, сердечная, ревностная, дерзновенная, как говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский, пробудит в нас ощущение Правды и той реальности, в которой мы с вами пребываем. Эта реальность не такая, какой видится плотскими очами. Мы видим то, что может увидеть физическое наше естество. А что же духовный мир, который Господь создал равновеликим? Кто мы по отношению к духовному миру? Мы с вами обитатели, жители этого мира, и, если угодно, воины в этом самом мире. Но тогда мы оказываемся в осознанном, духовно-трезвом состоянии, когда мы находимся в общении с Богом, когда мы становимся членами Церкви, когда мы слышим её молитву, когда мы становимся соработниками, творчески участвующими в нашем спасении Божиими послушниками, удаляясь от мира. Размышляя о земном, мы вновь становимся больше плотскими, озабоченными жизнью и днём текущим, забывая о том, к чему мы предназначены. И только Церковь, когда мы становимся её членами, вдруг открывает нам Правду и глубину нашей с вами жизни. Очень важно никогда не забывать об этом, не утыкаться подобно поросятам в корыта, извлекая оттуда какие-то продукты на потребу нашей плоти. Очень важно устремить взор свой к миру Горнему, откуда сходит благодать и любовь Божия. Там происходящие удивительные, закрытые, иногда не понятные нашему разуму, процессы вдруг являют нам заступничество Небесное. И оказывается, что человек не заслуживший, не понимающий, не знающий, но предназначенный для спасения − тот, за кого бьются Архангел с огненным мечём, Ангелы и прочие Силы Небесные. Когда человек, казалось, должен был уже погибнуть, он восстаёт, становится тем, ради кого Господь создал весь окружающий нас мир, видимый и невидимый. Эти люди − мы с вами, и приходя к вере, часто выбираясь из пропасти и погибели, мы должны знать, что Господь заботится о каждом. Каждый из рожденных, из зачатых людей, предназначен для Царствия Небесного. Каждому зачатому уже подаётся и душа, и забота Божия. Его особым Промыслом каждый из зачатых направляется туда, где он должен быть. Люди иногда не то что друг друга убивают, а детей собственных убивают − миллионы в год в стране нашей, делая аборты. Иногда, не заботясь о себе же самих, люди думают, что сегодняшний день, который насыщает нашу плоть и отвлекает нас от Царствия Небесного, является главным смыслом жизни человека. Такое заблуждение дорого обходится, и поэтому Церковь напоминает нам, что мы не одиноки, что мы наделены не просто талантами, но силой и верой, которая делает нас воинами. Мы сегодня в Евангелии слышали, как семьдесят Апостолов пришли ко Христу и говорят: «Мы видели, как бесы повинуются нам». Они видели, как в сражении с бесами становились победителями. На что Господь им ответил: «Да. Я видел денницу, падшего с Небес». Они, наступая на змию и на скорпию, по Его воле, становились теми, кто смог проповедовать даже до смерти. Это великий подвиг, которого сподобляется далеко не каждый человек. Но ревность, возбуждённая в них близостью Бога, общением с Ним, исходящей от Него благодатью, властью, которую Он имел, сделала их способными просветить всю Вселенную. Даже до нас с вами, спустя 2000 лет, дошли слова их проповеди. Мы не одиноки, братья и сестры. Пусть уныние никогда не посещает сердце наше, даже когда кажется, что мы опустошены и нет в нас веры, когда кажется, что мы обезкровлены, лежим подобно свинье в калу, как написано в Покаянном каноне, когда кажется, что мы уже не представляем собой никакую ценность перед Богом. Это заблуждение. Мы будем всегда дороги Ему, и Он отправит всегда за спасением каждого из нас Своего самого главного, ревностного и сильного, с огненным мечом Воина, ради того, чтобы вытащить нас из той канавы, в которой часто оказывается человек вольно или невольно. Церковь радеет о каждом, Церковь научит любого, кто захочет быть наученным, Церковь поможет каждому, кто имеет к этому хоть малое движение своей воли и своего естества. Господь ни на минуту не оставляет заботы о нас, а Архангелы и Ангелы, стоя сегодня в этом храме в Алтаре во время Литургии, хотя мы и не видели их, в силу Своего присутствия помогли нам совершить удивительное Таинство Евхаристии, Которая напитала каждого из нас Правдой и Любовью».