Сборник «Думы о русском с древнейших до нынешних времён» (+PDF)

Представляем вниманию читателей сборник «Думы о русском с древнейших до нынешних времён», составленный Анатолием Байбородиным.

«Думы о русском с древнейших до нынешних времён» – двухтысячелетняя русская мудрость, реченная святыми, в Земле Российской просиявшими, запечатлённая православными любомудрами, историками, писателями, государственными и общественными деятелями либо изысканная в безымянных летописях, христианских поучениях, житиях святых, в средневековых повестях и устной народной поэзии. Помня, что избранные и судьбоносные для России исторические события, исторические личности уничижались, искажались некими историками и писателями нередко в силу их недоброго отношения к народу русскому, составитель в подборе дум опирался на богословские, исторические изыскания, главные достоинства которых – основательность, доказательность, а, перво-наперво, любовь ко Святой Руси, к народу святорусскому. Чтобы явилась полная и цельная картина отношений к Русской Православной Церкви, к России и русскому народу в сборник включены мысли о русском не только русофилов, но и западников с их критикой русского мира, и даже русофобов (иноземных и доморощенных) с их враждебным отношением ко всему русскому. Но русофобии и западничеству уделены лишь малые разделы; в прочих же главах собраны думы о величии Русского Православия, о божественности русского народа – духовного спасителя мира. Сборник «Думы о  русском» может стать настольной книгой для всех читателей, кого интересует, а паче того, волнует русская история, русская судьба.

ЧИТАТЬ КНИГУ «ДУМЫ О РУССКОМ С ДРЕВНЕЙШИХ ДО НЫНЕШНИХ ВРЕМЕН»

Напутное слово от составителя

Неисповедимы пути творческие, неисповедимыми были и пути рождения сего сборника речений, в коих сосредоточилась двухтысячелетняя русская мудрость: мысли о Боге, о Русской Православной Церкви, о родном народе, о государстве Российском, о культуре, истории, этике, эстетике, идеологии… Четверть века исподволь копились амбарные книги размышлений, впечатлений о русском, реченные святыми любомудрами, православными богословами, историками, писателями, государственными, общественными и культурными  деятелями или запечатленные в безымянных летописях, христианских поучениях, житиях святых, в произведениях средневековой литературы и устной народной поэзии. А неисповедимость рождения сего сборника в том, что составитель и не помышлял о подобной книге; десятилетиями выписывал в амбарные книги думы о русском либо для университетских лекций, либо для цитирования в очерках и статьях, а то и просто поразившись мудрой и украсной силой речений. Но позже, лет пять назад, на основе выписок я стал целенаправленно готовить сборник, поделив думы на разделы и главы, тщательно, с выписками, читая разные тексты, начиная от житий святых, в Земле Российской просиявших, до исторических хроник, где осмыслялась русская история, русская судьба.

Так родился сборник

Напомню, изначально я не замышлял подобный сборник цитат, выписывая мысли о русском для художественно-публицистических очерков, и не озадачивался указанием источников, откуда извлечена та или иная цитата, поскольку «Думы о русском с древнейших до нынешних времён» — не научно-академический труд, а «записная книга» писателя, который своим именем ручается в подлинности цитат, взятых в разное время из серьёзных печатных источников. Прописывать ныне источники цитат, коих в рукописи более тысячи, составителю непосильно; пусть труд по созданию научного аппарата книги ляжет на плечи грядущих  переиздателей книги.

Несмотря на внушительную толщину рукописи, в данный сборник, разумеется, вошла лишь малая толика того, что за долгие века с горней и дольней мудростью, а иногда и с неприязнью молвилось о русском и запечатлелось в письменных источниках. Глянешь на книжную полку, где в строгой величавости выстроились тома «Жития святыхъ, на русском языкъ изложенныя по руководству Четьихъ-Миней святителя Димитрiя Ростовскаго» и труды православных любомудров, глянешь ниже, где расположились книги русских мыслителей святого средневековья, эпохи строгого классицизма, туманного романтизма, обезбоженного реализма — глянешь на книжные переплёты и вздохнёшь обречённо: не объять необъятного, как не вычерпать море, куда впадают бесчисленные ручьи и многие реки…

Многие темы, цитатно обозначенные, могли бы вылиться в академические труды; но я напомню лишь некоторые из тем: выбор Древней Руси православно-христианской веры и облечение язычников во Христа; монголо-татарское нашествие; царь Иоанн Грозный и его величавая миссия в создании Православного Русского Царства; «ересь жидовствующих» как исток ересей «толстовства» и «обновленчества»; религиозный раскол и роль «собинных друзей» — царя Алексея Тишайшего и патриарха Никона, а также приверженцев «древлих обрядов» в сей русской трагедии; деятельность царя Петра I и начало противостояния западничества и славянофильства; освоение Сибири, Дальнего Востока, миссионерская деятельность апостола Сибири и Аляски — святителя Иннокентия; русско-еврейские отношения в ретроспективе трёх веков; философия «нового религиозного мышления» в полемике с официальным богословием РПЦ; буржуазная и пролетарские революции, гражданская война и коллективизация;  роль Сталина в возрождение Российской империи; Отечественная война как очередная попытка покорения русского народа; пассионарный взлёт русской нации в «застойные» годы; смута на перевале веков и сокрушительные либеральные реформы; пробуждение православно-самодержавного сознания в русском народе. Эти события в исторической и мистической судьбе русского народа лишь бегло обозначены в цитатах, но одно утешает: основное, типичное, касаемое русского, всё же отобразилось в сборнике.

«Думы о русском» тематически выстроены по разделам, некоторые разделы поделены и на главы по темам; а коль в иных суждениях речь идёт, скажем, сразу о Православии, России и русском народе, то эти суждения повторяются в трёх разделах.

Чтобы явить более полную и цельную картину отношений к России и Православию, к русскому народу и русской этике со стороны религиозных, культурных, политических и  общественных деятелей, в сборник цитат включены мысли о русском не только русофилов, славянофилов, почвенников и других людей, лояльных к русскому духу, русскому миру, но и западников с их критикой русского мира, и даже откровенных русофобов (иноземных и отечественных) с их враждебным отношением ко всему русскому. Эти прозападнические и русофобские «думы», меж коими порой границы весьма размыты, выделены в раздел «Критика русского мира» с подразделами: «Российская», «Иноземная».

Традиционные русские западники девятнадцатого, а потом и двадцатого века, в отличие от русофобов, по бытующему в литературе мнению, если и критиковали русский народ с его верой, народной этикой и эстетикой, с его государственностью, то якобы лишь из желания блага родному народу, видя русское благо в приобщении к западноевропейской цивилизации. Однако русофобы добра русскому народу и Русской Державе желать не могли, ибо презирали сей народ и сие царство-государство. Впрочем, как уже отмечалось выше, порой грани меж западнической и русофобской критикой русского столь размыты, что  трудно их разделить. Самое  прискорбное, что среди цитируемых авторов-ненавистников есть и выдающиеся русские писатели, мыслители, мировоззрение которых в силу разных обстоятельств — религиозных, этических, эстетических, политических и даже социальных —колебалось  от искренней и восторженной любви к русскому до  почти брезгливой неприязни.

Мысли, выражающие неприязнь, а порой и страстную либо холодно-расчётливую враждебность к русскому, составляют лишь небольшой раздел, завершающий сборник, ибо основная его цель — укрепить либо пробудить, коль дремлет, любовь восторженную и сострадательную к русскому народу с его духовно-православным, народно-нравственным культурным миром.

По отношению к неким сложным явлениям в истории Государства Российского, к великим государственным мужам, выдающимся религиозным и общественным деятелям, кои противоречиво толкуемы в российской и мировой историографии, искусстве и богословии, составитель в подборе цитат всё же старался выразить разные отношения к этим событиям и личностям. Составитель имеет  и свою точку зрения, коя опирается на богословские и исторические изыскания, главные достоинства которых — основательность, доказательность, а, перво-наперво — любовь к Святой Руси, к народу святорусскому.

Книгу «Думы о русском…» можно читать сразу от начала и до завершения, но к сборнику можно обращаться постоянно, когда является необходимость осмыслить или описать некое событие, явление русской жизни, исторически значимую личность. Настольными книгами для русского человека являются Святое Писание, Священное Предание, Псалтырь, Жития христианских святых, Православный Молитвослов, Православный Месяцеслов; а после помянутых Священных Книг — и «Думы о русском» могут стать настольными для всех, кого интересует и волнует русская история, русская судьба.

Лет десять назад рукопись в первой редакции уже была готова к изданию; но  одних издателей пугало либо отвращало даже само понятие русскость; другие, даже из добрых приятелей, обвыклись печатать хоть чистые листы «живых классиков», чтобы и писатель премиально прославился, и его издатель погрел душу и руки в лучах его славы; да и с «живыми классиками» хлопот меньше: «под классиков» (совесть же народная!) — и государева, и губернская казна нараспашку, и книги легко сбыть в библиотеки.  «Классики», ещё советской властью прославленные на весь мир, ушли; ныне, чтобы выйти в «классики», необходим кроме художественного дарования демонический гений писателя-шоумена, могучего самопродвиженца.

«Думы о русском…» помянутых издателей не волновали, хотя уже и были  авторитетные отзывы: в 2006 году доктор филологических наук, профессор Иркутского государственного университета Владимир Петрович Владимирцев писал в официальном отзыве на рукопись книги: «Сомнений быть не может: Анатолий Байбородин составил общественно полезный и своевременный сборник. Кстати, ему нет аналога в нашей культуре, и уже по одной этой причине сборник достоин внимания издателей. Сборник А. Байбородина «Думы о русском» должен быть издан ввиду его очевидной нужности современному читателю». Позже, ознакомившись с рукописью, написал предисловие к будущему изданию Дмитрий Михайлович Володихин, доктор исторических наук, профессор Московского государственного университета,  лауреат премии Президента России в области образования. И, что особо знаменательно, деятельное участие в столичном издании книги «Думы о русском» принял и Олег Анатольевич Платонов, автор выдающихся научных трудов о русской цивилизации. Не единожды устно и письменно совещались мы с Олегом Анатольевичем об издании книги, но по маловедомым для меня причинам наш издательский проект замер. И тем не менее, я уверен, «Думы о русском» увидят свет, ибо это не моя книга — это книга русского народа, где в размышлениях святых отцов, народных и книжных  мыслителей — сосредоточение тысячелетней дольней и горней русской мудрости, тысячелетняя история и судьба русского народа и Царства Русского.

— А. Г. Байбородин