Наставления священнику-миссионеру

Художник: Филипп Москвитин

Святитель Иннокентий (Вениаминов)

Оставить родину и идти в места отдаленные, лишенные многих удобств жизни для того, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения, и просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света, – есть дело поистине святое и равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение! Но сугубо блажен тот, кто со всею ревностью, искренностью и любовью подвизается в деле обращения и просвещения, перенося труды и скорби, встречаемые на поприще своего служения! Ибо велика его награда на небе. Но горе тому, кто призван и поставлен благовествовать и не благовествует! И еще горше тому, кто, пройдя сушу и море, дабы обратить других, делает обращенных сынами геенны, еще хуже себя!

И так ты, иерей, поставляешься на такое дело, за которое ты или войдешь в радость Господа твоего как добрый и верный делатель Его, или примешь лишнее осуждение как лицемерный, лукавый и ленивый раб Его. И да сохранит тебя Господь Бог от последнего, и да даст тебе желание и силы достигнуть первого. Находясь на месте твоего служения, ты будешь иметь особенные и различные обязанности, во-первых, духовные – как священнослужитель и проповедник Слова Божия, во-вторых, внешние – как член управления общества, а потому для руководства твоего здесь предлагаю тебе наставления, касающиеся тех и других.

А. Приготовление к вере

1) Первое и действительное приготовление к сему есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводить благословение на всякое благое начинание, а потому пред всякою беседою с несведущими, которых желаешь просветить словом истины, обращайся к Богу с теплою молитвою.

2) Имей всегда скромное и смиренное расположение духа и не обещай себе необычайных по твоему делу. Таковые обещания происходят от гордыни, а гордым не дается благодать.

3) Всякий раз, когда ты принимаешься за дело, приводи себя в спокойствие и полное присутствие духа, иначе ты не можешь сказать и того, что знаешь твердо и основательно.

4) Не приступай к делу без предварительного размышления и не исполняй его с рассеянностью и нерадением, ибо дело твое – дело Божие, и проклят тот, кто творит его с небрежением.

5) Помни всегда, что если проповедник не будет иметь любви как к своему делу, так и к тем, кому проповедует, то и самое лучшее и красноречивое изложение учения может остаться без всякой пользы, ибо только любовь созидает, а потому старайся иметь в себе дух святой любви.

6) Поставь себе за правило: во время посещения отдаленных мест (таких, где уже положено начало христианства) не начинать отправления богослужений и треб до тех пор, пока не предложишь посещаемым прихожанам хотя бы краткого поучения.

7) Проповедь Слова Божия естественно начинать прежде там, где ты будешь иметь постоянное местопребывание; но, если обстоятельства заставят или будут представляться случаи быть и в других, дальнейших местах, несмотря на то что ты еще немного успел между живущими с тобой, не упускай случая быть, где только можно, и предлагай свое слово везде и всем сообразно возрасту, состоянию и времени.

8) Время для поучений и бесед с инородцами избирай преимущественно то, в которое они бывают в сборе. Для сего ты можешь или идти к ним, или, если можно, приглашать их к себе.

9) Вначале, по незнанию языка инородцев, ты должен будешь употреблять переводчика: старайся избирать его из самых благонамеренных и благочестивых людей и заблаговременно обучай его катехизису. Лучше, если переводчик при тебе будет всегда один и тот же.

Б. Порядок проповеди

10) Христианство есть удовлетворение и утешение преимущественно сердца, а не одного ума, и потому в преподавании учения веры надобно стараться действовать более на сердце, нежели на ум. Любопытство ума ненасытно, но, кто сердцем восчувствует потребность веры и утешения от неё, тот примет её скоро и охотно, и она не останется в нём бесплодной. Но, чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца: от избытка сердца уста глаголют. И потому только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих, и она верно укажет, как, где и что говорить. Итак, примечай и лови минуту сердечного расположения слушающих тебя. Сие время всегда благоприятно для сеяния Слова Божия.

Амурские самагиры. (Русский этнографический музей).

11) Способ преподавать учение веры бывает различен и по внутреннему состоянию души поучаемого, и по возрасту, и по умственным способностям. И в этом отношении имей в виду, что те, с которыми ты будешь иметь дело, по привычкам и понятиям суть язычники и заблудившееся, а по степени образования – дети. К сему должно применять способ и порядок преподавания им спасительных истин.

12) Порядок в преподавании учения веры должно сообразовать с тем, который показало нам само Провидение. Закон Моисеев дан был прежде, чем закон Евангельский, а еще прежде писанного Закона Моисеева ведом был неписанный закон естественный, и виновник его – Бог Творец и Промыслитель. Пред самим временем Закона Моисеева явлено было торжественное знамение силы, всемогущества и славы Божией. Взирая на сей великий и всеобщий образ, учреждай свое малое и частное дело так:

а) От бытия и благоустройства видимых вещей показать бытие (в котором, впрочем, кажется, из них никто не сомневается), всемогущество, силу и славу Творца Вселенной, Его благость, всеведение и прочее. Вместе с сим кратко рассказать историю сотворения первого человека и происхождения от него всех людей и народов, которые в этом отношении есть живые памятники и видимые доказательства творческого всемогущества и премудрости. За этим – изложить состав человека из души и тела, его различие от прочих животных, бессмертие души его и указать намерение Божие в сотворении его, т.е. блаженство.

б) Потом показать нравственный закон Моисеев как Богописанный закон естественный, как средство к достижению блаженства просто и кратко. Говоря о законе, наверное, можешь услышать от самих диких людей отголоски и подтверждение истин сего закона, неизгладимо начертанного на скрижалях сердца каждого. Старайся возбуждать в них это чувство и употребляй его в свою пользу.

с) Когда слушатели твои будут убеждены в существовании Бога и закона, тогда показать им необходимость исполнения закона как воли Творца и видимые следствия исполнения или нарушения закона. В пример этому рассказать кратко о потопе (предание о нём хотя и сбивчивое, но находится и у диких народов) как о последствии нарушения закона Божия, о благословении Богом праотцов после потопа, и в особенности Авраама (коего потомки существуют даже доныне), как о последствии исполнения закона.

д) После того начинай собственно Евангельскую проповедь так, как начал Сам Иисус Христос, т.е. возвещением покаяния и утешения или приближения Царствия Небесного. Старайся приводить их в чувство раскаяния или сознания своей греховности. Сего можно достигнуть убеждением их в том, что за неисполнение закона, написанного в сердцах их, они будут наказаны и в сей жизни, и в будущей, что никто сам собой не избегнет этих наказаний и прочее. Здесь надобно говорить так, чтобы возбудить в них страх будущих наказаний, и, когда они будут приведены в такое чувство, тогда благовествуй им Иисуса Христа Спасителя, Искупителя и Надежду всех людей в утешение им. Привести в чувство раскаяния и сокрушения есть одно из труднейших дел проповедника, но сие состояние есть одно из важнейших в обращении человека и есть возделанная земля для насаждения семени христианства. Ибо тогда оно может пасть в самую глубину сердца его и при последующем содействии благодати принести обильный плод. Благовествование Спасителя грешнику, чувствующему себя виновным пред законом, предварительно и без всякого убеждения поселяет в нём любовь к Спасителю, которого он еще не знает. А кто возлюбит Иисуса Христа таким образом, тот особенно возлюбит Его, узнав Его, и поверит всему, что говорил Он и что о Нём будешь говорить и ты. Следовательно, тогда открытие всех таинств спасения нашего будет и легко для проповедника, и приемлемо для слушающих его в таком расположении духа.

е) Показав необходимость искупления рода человеческого и величия любви Божией к нему, преподавай о пришествии в мир обетованного Искупителя, Его предвечном рождении от Отца (здесь надобно сказать и о таинстве Св. Троицы), воплощении, рождестве и земной жизни Иисуса Христа, о Его учении, страдании, смерти, воскресении, вознесении, всегдашнем пребывании с верующими и втором Его пришествии, о воскресении мертвых (которому хотя и по-своему, но все инстинктивно верят), будущей жизни, воздаянии праведным и грешным.

г) Наконец, скажи, что Иисус Христос во время Своей земной жизни имел многих учеников, из которых избрал 12, дал им особенную благодать и силу и послал их во весь мир проповедовать Евангелие всей твари. И всё, чему они учили и что заповедал Иисус Христос, написано в их писаниях, которые дошли и до нас и которые уже известны почти всем народам, и что все добрые и простосердечные люди, которым удалось слышать учение их, приняли его с радостью и последовали и следуют ему. Таковые люди называются христианами, а те из них, которые точно соблюдали слова Иисуса Христа, сделались святыми, и тела многих из них почивают многие столетия нетленными и прочее. После сего будет весьма кстати предложить им вступить в число верующих в Иисуса Христа и чрез Него войти в число чающих вечного спасения, блаженства и прочее. Сего учения веры на первый раз для не слышавших прежде слова спасения довольно.

13) В изъяснении предметов веры надобно говорить обдуманно, ясно и отчетливо и сколько возможно кратко, иначе проповедь твоя будет иметь мало успеха. В изложении учения Иисуса Христа здесь не нужно много распространяться, т.е. не упоминать всего, что сказал Иисус Христос. Но только говорить, что всё учение Иисуса Христа заключается в том, чтобы мы покаялись, веровали в Него и имели к Нему и ко всем людям любовь бескорыстную, чистую. В подтверждение учения Его сказать кратко и о чудесах Его.

14) Когда увидишь, что слушатели твои тебя поняли и изъявят желание сопричислиться Христову стаду, тогда предлагать им: а) о Св. Крещении как таинственном возрождении от воды и духа, вводящем в новую жизнь христианскую, и о прочих таинствах как средствах к получению благодати Иисуса Христа; б) о том, как должен вести жизнь свою тот, кто хочет быть истинным христианином и, следовательно, воспользоваться всеми плодами искупления.

а) Условия, под которыми желающие могут вступить в число учеников Иисуса Христа, есть: отречься от всей своей прежней веры и суеверия, оставить шаманство, шаманов не слушать, не следовать обычаям, противным христианству, согласиться исполнять всё то, чего потребуют от них новый закон и Церковь, и исповедать грехи свои.

б) Желающим и соглашающимся выполнять все означенные условия говорить, что вступление в христианство есть дело великое и важное, и потому вступление в него должно быть торжественно, когда желающий вступить должен пред свидетелями отречься от всего противного христианской вере и дать обещание быть учеником Иисуса Христа и всё это запечатлеть Св. Крещением, которое есть вместе и видимый знак вступления в христианство, и средство к очищению души от грехов, и дверь к принятию прочих даров или средств, преподающих благодать Божию, т.е. таинств Св. Церкви, о которых здесь и сказать. Здесь же нужно показать и достоинство Св. Креста, и силу крестного знамения, а также и то, в каком разуме и с каким благотворным намерением Св. Церковь приемлет и чтит Святые Иконы.

в) Что касается учения о том, как должен вести себя христианин, на первый раз много не распространяться, но говорить только то, что тот, кто хочет быть истинным христианином, т.е. учеником Иисуса Христа, и воспользоваться всеми дарами искупления, должен, во-первых, с верою, надеждою и любовью предать себя Иисусу Христу, во-вторых, подражать ему во всём, т.е. стараться, сколько возможно, поступать всегда так, как поступал Он. Здесь надобно вкратце сказать о добродетелях Иисуса Христа, упоминаемых в Евангелии, дабы вступающий мог понять, как именно он должен поступать: например, Иисус Христос прощал врагам Своим, так должны делать и мы, и прочее.

15) Наконец, надобно говорить, что никто, надеющийся только на свои силы и на самого себя, без помощи Божией не может быть истинным учеником Иисуса Христа, и если бы Иисус Христос по великой Своей любви к людям не даровал нам Свою помощь, то никто бы и никогда не мог сделаться совершенным последователем Его. Но теперь всякий, кто только хочет, может получать помощь от Него. Помощь сия есть Дух Святой, даром подаваемый; Его можно получать преимущественно молитвой. Молитва же истинная есть обращение сердца к Богу с покорностью, верою и надеждою. Молиться можно везде и всегда, преимущественно же близка благодатная помощь Божия в молитве церковной.

16) Такового учения довольно для новообращенных. Дальнейшее учение христианства, как то: пространное и более духовное истолкование десяти заповедей и прочего, изъяснение слов Иисуса Христа, переданных в Евангелии, учение Апостолов и (отчасти) предания Св. Отцов, составляет предмет уже не первоначального вероучения и духовную пищу не младенцев в вере, но возрастных или, по крайней мере, возрастающих в христианстве.

В. Относительно богослужения и обхождения с инородцами

17) Догматов веры и сущности деятельного учения держаться надлежит так твердо, чтобы ничего противного им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе смерть. Но необходимо оказывать снисхождение новообращающимся, как младенцам в вере, касательно некоторых обрядовых недостатков – частично по местным обстоятельствам, частично в ожидании утверждения их в вере и жизни.

Эвенки. Фото 1888 г. Источник: pikabu.ru

18) Соблюдать посты так, как соблюдают обыкновенно, т.е. переменой скоромной пищи на постную, тамошние жители почти совсем не могут по своим жизненным условиям. Поэтому пост их может состоять не столько в качестве, сколько в количестве и времени употребления пищи. И потому не должно их принуждать к соблюдению постов переменой пищи, но, во-первых, объяснять им цель и пользу поста, а потом, по мере их убеждения и усердия, располагать их к сохранению поста в известные дни таким образом, чтобы, смотря по обстоятельствам, уменьшать количество вкушаемой пищи и не принимать ее в ранние часы дня. Что касается дней Страстной седмицы, и особенно дней пред святой Пасхой, то убеждать всех проводить их в возможном посте – телесном и душевном – в память о спасительных страданиях Иисуса Христа.

19) Слушание обыкновенных богослужений, кроме литургии, не делать непременной обязанностью для новообращающихся, а потому во время твоих путешествий по отдаленным местам, когда обыкновенно все посещаемые тобою должны исповедоваться и причащаться Св. Таин, не считать непременным то, чтобы они ходили в церковь целую неделю, как делается у нас на родине, но столько, сколько позволят обстоятельства, и только советовать и напоминать им, чтобы они в это время как можно чаще в сердце своем молились Богу о прощении своих грехов, а также соблюдали по возможности строгость поста. Поучение слову Божию для них всегда есть лучшее приготовление к принятию Таинств, нежели чтение обыкновенных псалмов и молитв, потому что никто из них весьма долгое время не будет понимать того, что читается в церкви.

20) При заключении браков могут быть допускаемы облегчения строгости правил только по самым уважительным причинам и по крайней нужде, а какие именно могут быть облегчения, о том будут тебе даны особые наставления. Малочисленность местного населения, подобно как в патриархальные времена, не позволит далеко расширять круг возбраненного к супружеству родства; впрочем, запрещения, положенные по сему предмету в книге Левит, должно учитывать со всей серьезностью.

21) От старых обычаев, не противных христианству, вдруг не отводить, но только объяснить, что им это дозволяется по снисхождению.

22) Инородцам, не принявшим Св. Крещение, если не предвидится, что от них может произойти какое-либо оскорбление святыни или нарушение благопристойности, не только не возбранять присутствовать при наших богослужениях, как то: вечерни, утрени и молебны (если они того пожелают), но даже приглашать их к ним. Что же касается литургии, хотя по правилам Церкви и не должно допускать их к слушанию литургии верных, но так как некогда и послы Св. Владимира в Константинополе, будучи язычниками, были допущены к слушанию всей литургии, и сие послужило к великой пользе целой России, то и ты по усмотрению можешь оказывать подобное снисхождение в надежде спасительного действия святыни на еще омраченные их сердца.

23) Никакие брачные союзы и договоры, заключенные до крещения, не считать препятствием к принятию Св. Крещения. Также никакие браки, заключенные до крещения, даже самые кровные (каковые, впрочем, едва ли можно встретить), не расторгать и в разбирательство их не входить.

24) Новообращающимся – ни до крещения, ни при самом крещении, ни вскоре после оного – не делать и не позволять восприемникам делать какие либо подарки, дабы сие не могло стать приманкой для инородцев или поводом к различным ухищрениям (как это бывало у некоторых азиатцев). И потому при крещении не давать инородцам ни рубашек, ни чего-либо другого, кроме крестиков, но надевать на них ту самую одежду, в которой они пришли к крещению, потому что в глазах многих тамошних туземцев даже простая рубашка есть вещь дорогая и прельщающая.

25) На данном тебе Св. Антиминсе ты имеешь власть совершать божественную литургию во всяком месте: и в чистом нежилом доме, и под открытым небом. Но для сего по многим причинам приличнее иметь особенную палатку, которую следует ставить на местах по возможности чистых. И на таковых местах убеждать жителей поставлять кресты, которые потом будут как признаком самого места, где была приносима бескровная жертва, так и местом общественных молитв для жителей во время твоего отсутствия.

26) Пребывай более постоянно именно там, где будет более полезно и нужно. Особенно счастлив тот проповедник, пребывание которого инородцы считают своим счастьем.

27) В преподавании учения вышеизложенным порядком наблюдай, чтобы к изъяснению предметов последующих приступать не прежде, разве когда все слушающие тебя – или, по крайней мере, большая часть из них – поймут предыдущие, невзирая на то что от сего могло бы замедлиться крещение многих. Чем тверже будет положено основание, тем прочнее будет здание и легче созидать его.

28) Касательно учения веры и закона христианского никаких доказательств, не подтвержденных Св. Писанием, не употреблять – тем более ложных чудес и откровений не вымышлять под опасением строжайшего осуждения. Но если где Господь видимо явит Свою силу – или в чудесном исцелении кого-нибудь, или в необыкновенном откровении и прочем, то таковых дел Божиих не скрывать, но, сделав надлежащее и беспристрастное исследование, со всеми доказательствами представлять к своему начальству.

29) Для того, чтобы умножить число принимающих Св. Крещение, отнюдь не употреблять каких-либо мер и средств, не соответствующих Евангельскому духу и неприличных проповеднику, как то: ни принуждений, ни угроз, ни подарков, ни обещаний (льгот и прочего), ни каких-либо суетных обольщений, но всегда действовать с апостольскою искренностью.

30) К таинству Святого Крещения инородцев допускай не ранее того, как они будут научены тобой вышеизложенным предметам веры и закона, тогда, когда они сами изъявят на то свое согласие.

31) Все народы, живущие в наших Российских колониях, считаются принадлежащими России, но не просвещенные из них Св. Крещением еще не знают того, что они находятся под могущественным покровом России и что спокойствие их, которым они наслаждаются, есть ее благодеяние, а потому ты должен внушать им это, да и вообще при всяком удобном случае старайся представлять им превосходство нашего правительства в сравнении с другими, его бескорыстное об них попечение, заботливость и прочее.

32) По прибытии в назначенное тебе место отнюдь не говори, что ты послан от правительства, и не выдавай себя за какого-либо начальника, но за простого странника, желающего истинного благополучия ближним и пришедшего для того только, чтобы показать средства и по возможности препроводить их к тому.

Собирательницы ягод. Женщины народности инуиты. Аляска, начало 1900-х гг.

33) С первого вступления твоего в должность своим поведением и добродетелями, соответствующими твоему сану, старайся заслужить о себе хорошее мнение и уважение как инородцев, так и живущих там европейцев. Доброе мнение заставляет уважать, а кого не уважают, того и не слушают.

34) Отнюдь не обнаруживай презрение к их образу жизни, обычаям и прочее, как бы они ни казались тебе странными, ибо ничто не может так сильно оскорбить и раздражить туземцев, как явное презрение к ним и насмешки над ними и их обычаями.

35) С первого свидания с инородцами старайся снискать их доверие и расположение – но не подарками или ласкательством, а рассудительностью, готовностью на всякую помощь, добрыми и благоразумными советами и искренностью. Иначе кто откроет тебе свое сердце, если не будешь пользоваться доверием?

36) В преподавании учения и в беседах с инородцами будь всегда кроток, ласков, прост и отнюдь не показывай величавого учительского вида.

Краткое Увещание Христианам

1) Что всякий при Крещении Святом через отца и матерь крестную отрекся от сатаны, и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его и сие учинил троекратным отрицанием. Сатана всегда и всяким образом старается погубить человека, а ангелы его, бесы, есть тоже духи злые, враждебные к нашему роду. Все дела их – злые и Богу весьма ненавистные, к ним относятся идолослужение, колдовство, гадание, суеверия, гордыня, высокоумие, злопамятность, зависть, вражда, объедение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякие нечистоты: сребролюбие, разбой, хищение, воровство, сквернословие, крики, песни скверные и всё то, что противится добрым нравам. Служит сатане тот, кто этими и подобными им делами волю его исполняет. Поэтому внимай, возлюбленный, что ты от всех сих троекратно отрекся при Крещении и на всё сие поплевал. Берегись же на сие возвращаться.

2) Отрекшись сатаны, ты троекратно обещал служить Христу, Сыну Божию, со Отцом и Святым Его Духом. Итак, ты на Крещении в службу Христу записался и присягнул так, как воины своей родине в службу записываются и присягают. Поэтому должно служить верно, даже до смерти. А как служить Христу? Послушай веру в Него иметь и с верой жизнь свою в страхе Божием благоговейно и благочестиво проходить и Ему, как Начальнику и Царю всех, по возможности сообразовываться.

3) К исполнению своего христианского звания полезно помнить следующее. Первое – вездеприсутствие Божие; Богу известны не только все наши дела и слова, но и помышления наши Он знает. Второе – житие Христово и Его добровольное страдание вспоминать: то, что Он ради спасения человека странствовал на земле и весьма страшные страсти претерпел. Третье – помни следующие четыре факта: 1. Смерть, никем не минуемую и различным образом получаемую. 2. Страшный Суд, где за слово, дело и помышление злое дадим ответ. 3. Ад и муку вечную, конца не имеющую, грешников ожидающую. 4. Царство Небесное, уготованное верным, свято пожившим.

Сие по должности своей всякому о Христе, братии, предлагаю и увещеваю в своей памяти содержать и домашних своих этим увещанием почаще подкреплять, а в особенности внушать малым детям, чтобы они знали и помнили свое призвание и с молодых лет приучались благочестию. Ибо от воспитания всё житие зависит и родители, в страхе Господнем детей своих не воспитывающие, Божьего наказания не избегнут!

Всё выше написанное заканчиваю словами Апостолов Павла и Петра: «Будем бодрствовать и трезвиться. Ибо … мы…, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли или спим, жили вместе с Ним. Посему увещевайте друг друга и наставляйте один другого» (1 Фес. 5:6-11). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Пет. 5:8-9).

 

По материалам журнала «Русский Паломник» (№4 и №9 1994 г.), Православного Календаря «Год Души» (1999 г., изд. «Синтагма»), «Путешествия и подвиги свт. Иннокентия, митр. Московского, апостола Сибири и Америки» (изд. «Даниловский благовестник»), «Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников» (И.П. Барсуков).

 

Источники и литература

  1. Творения Иннокентия, митрополита Московского. Собраны И. Барсуковым. Кн. 1–3. – М., 1886–1888.
  2. Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1–3. – СПб., 1897.
  3. Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. – М., 1883.
  4. В. Алексеев. Высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский. – Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП), 1949, № 7, с. 36–44.
  5. Архимандрит Евлогий (Смирнов). Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова)(1797–1879). – ЖМП, 1975, № 3, с. 58–65.
  6. Причисление к лику святых апостола Северной Америки и Сибири митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова). – ЖМП, 1977, № 12, с. 3.
  7. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность. – ЖМП, 1979, № 3, с 70-71; № 4, с. 73–77; № 5, с. 73–77; № 6, с. 68–77.
  8. Скурат К.Е. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в последние годы своей жизни. – ЖМП, 1981, № 9, с. 68–70.
  9. Окладников А.П., академик. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова. – Вопросы истории, 1976, № 6.
  10. Его же. Иннокентий Вениаминов. – В кн.: Первопроходцы, М., 1983, с. 130–161.
  11. Демин Л. Семья первопроходцев. – Голос Родины, 1983, № 33 (2385).

 

Редакция Портала «Православие и мир» 6 октября 2008 г.