1-е Воскресное Евангелие (Мф. 28:16-20, зач. 116)

16Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Явление Христа апостолам в Галилее (Мф. 28, 16-17); Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Купол алтаря.

Епископ Михаил (Лузин)

Мф.28:16–17. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

– «Одиннадцать учеников»: за исключением (двенадцатого) Иуды – предателя удавившегося, вместо которого еще не был избран для восполнения сонма двенадцати новый апостол, избранный уже после вознесения Спасителя (Деян.1:15–26). – «На гору»: ни здесь, ни в других местах Нового Завета эта гора не называется. Не Фавор ли это, на котором произошло славное Господне преображение, как проображение того славного состояния Господа, в каком Он теперь явился ученикам? – «Иные усумнились»: «если некоторые усумнились, то и в сем случае подивись их любви к истине, что они не скрывали своих погрешностей, даже в последние дни с ними случившихся. Впрочем и сии были утверждены явлением» (Злат.). Эти сомнения учеников, о которых так часто упоминается в Евангелиях, суть одно из сильнейших доказательств, что они не увлекались какою-либо мечтою, не были в исступлении (экзальтации), а тщательно исследовали истину воскресения.

Мф. 28:18–20. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

– «Дана мне всякая власть на небе и на земле»: как единородный Сын Божий и Бог, Творец и Промыслитель всего, Он от начала мира по божеству Своему имел всякую власть на небе и на земле. Теперь же, по воскресении, Он восприял таковую же власть над всеми и по человечеству, как Искупитель мира. – «Итак, идите»: поелику теперь все в Моей власти, то идите, Я буду вашим защитником и покровителем; хотя вы слабы, но Я всесильный с вами, не бойтесь ничего. – «Научите все народы»: теперь уже не ограничивает их проповедь только иудеями, как прежде (ср. Мф.10:5–6); но говорит: учите все народы, ибо весь мир искуплен, и должен быть призван в царство Христово. – «Крестя»: крещение есть символ вступления крещаемого в церковь Христову, причем невидимым действием Святого Духа очищаются грехи человека и возрождается он в жизнь новую, святую. – «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа»: это учение не могло быть новым для учеников, так как Христос нередко поучал их и о Боге Отце и о Себе, как Сыне, и о Духе Святом, и так как ученики, без сомнения, знали, что при крещении Христовом Бог Отец гласом Своим свидетельствовал о Христе, как о Сыне Своем, и Дух Святой сходил в виде голубине. – «Блюсти все»: и учение, и постановления, и заповеди, так как знание и соблюдение их есть необходимое условие христианской жизни. – «Я с вами» и пр.: «не видишь ли опять силы Его? И не видишь ли притом, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будет находиться, говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли пребыть до скончания века, но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствиях обстоятельств. Я с вами и Я, разрушающий все препятствия» (Злат.). «Итак, Господь обещает Свое пребывание до скончания века и нам, и тем, которые будут после нас; однако не в том смысле, что до скончания века будет, а после скончания не будет. Нет, тогда-то особенно и будет Он пребывать с нами, и притом яснейшим образом: ибо речение – до, где ни встречается в писании, не исключает того, что будет после. – Возблагодарим же Господа, пребывающего с нами здесь, нам ныне доставляющего всякое благо, и еще совершеннейшим образом желающего пребывать с нами в бесконечные века. Ему подобает всякое благодарение и слава и честь во веки веков» (Феофил.). – «Аминь» (ср. прим. к Мф.6:13): т.е. истинно, так; все, что в сем Евангелии написано, есть несомненная и непреложная истина.

Толкование: https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/28
Фреска: http://www.ruicon.ru/arts-new/find.php

Евфимий Зигабен

Мф.28:16. Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею… Одиннадцать же учеников пошли в Галилею…

Они ушли не тотчас, потому что Иисус Христос явился ученикам еще в Иерусалиме в тот же самый день, в который воскрес из мертвых. Об этом свидетельствуют Марк (Мк.16, 14) и Лука (Лк.24, 36), но еще яснее написал Иоанн (Ин.20, 19–20). Он говорит, что после того, как возвратилась к ученикам Магдалина, «сущу же позде, в день той во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы (Его) собрани, страха ради Иудейска, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам. И сия рек, показа им руце (и нозе) и ребра Своя. Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа» и т.д. Итак, очевидно, что ученики только после этого пошли в Галилею. Однако, обещая ученикам явиться в Галилее и явившись им в Иерусалиме, Иисус Христос не солгал, как безумно сказал Юлиан Отступник, но исполнил и то обещание, явившись потом им в Галилее, и даровал им другую милость, заранее явившись им в Иерусалиме, чтобы рассеять их печаль и подтвердить слова жен и других, видевших Его воскресшим. Итак, Матфей опустил то, что произошло до тех пор, пока ученики отправились в Галилею, а другие евангелисты написали и об этом, Марк – короче, Лука обширнее, а Иоанн еще подробнее.

Мф.28:16. В гору, аможе повеле им Иисус… …на гору, куда повелел им Иисус…

Т.е. куда повелел им идти через женщин, как выше было сказано; или куда обещал им, когда сказал: «по Воскресении же Моем варяю вы в Галилеи» (Мф. 26, 32). Но в Галилею Иисус Христос назначил ученикам идти, а относительно горы ничего не написано. Вероятно, однако же, что Он или сказал им самим, или указал чрез женщин, хотя это и не написано. Кроме того, и самая гора была им хорошо известна, так как они часто пребывали там ради спокойствия.

Мф.28:16. И видевше Его, поклонишася Ему… …и, увидев Его, поклонились Ему…

Увидев, конечно, там в Галилее, потому что Он пришел туда раньше их.

Мф. 28:17. Ови же усумнешася. …а иные усомнились.

Некоторые из них усомнились, боясь обмануться. Не следует и спрашивать, кто именно были эти некоторые, потому что здесь не указаны; нужно только знать, что и эти убедились, когда Иисус Христос подошел к ним.

Мф.28:18. И приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

Дана Мне, как человеку, такая власть, какую Я имел, как Бог.

Мф.28:19. Шедше убо научите вся языки… Итак, идите, научите все народы…

Вполне полагаясь на данную Мне власть. Сказав: «вся языки», разумел и народ еврейский. Марк (Мк.16, 15) сказал яснее: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари»; а Лука (Лк.24, 47) еще подробнее: «и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима». Незлопамятен был Господь по отношению к кающимся. Когда Он воскрес и являлся ученикам, то не только не упомянул о том, что претерпел от иудеев, но даже не упрекнул ни Петра в отречении, ни остальных учеников в бегстве.

Мф.28:19. Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. …крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…

Вот наставление относительно Крещения и обучения. Одно имя у трех Лиц указывает на одно естество Святой Троицы. Имя разумей или Сый, или Бог, или другое какое-либо неизреченное; поэтому крестящие говорят только во имя, ничего другого не присоединяя.

Мф.28:20. Учаще их блюсти вся, елика заповедах вам… …уча их соблюдать все, что Я повелел вам…

Вот опять наставление относительно жизни. Для спасения не достаточно только Крещения и обучения, если к тому не присоединится и достойная Бога жизнь.

Мф.28:20. И се, Аз с вами есмь во вся дни… …и се, Я с вами во все дни…

Внушая им еще большую смелость, сказал: «и се, Аз с вами есмь», содействуя вам, разрушая все препятствия и сохраняя вас.

Мф.28:20. …до скончания века. Аминь.

Сказал так не потому, что после этого Он не будет с ними, но потому, что будет пребывать с ними не таким образом, как теперь, но выше, и так, как прилично Богу. Это показывает, что Иисус Христос был не только с учениками Своими, но пребывает и со всеми последователями их, так как апостолы не могли пребыть до скончания века. Через посредство бывших в то время учеников Он возвестил эту радость и их последователям, беседуя со всеми верующими как бы с одним телом. Вознесся на небо Иисус Христос не тотчас, но спустя некоторое время, как это можно узнать от других евангелистов. От Воскресения Своего до Вознесения в продолжение сорока дней Иисус Христос являлся ученикам и говорил с ними; затем с горы, находящейся в Иудее и называемой Елеонскою, Он вознесся на небо, как повествует книга Деяний святых апостолов (Деян.1:3, 9). Да сподобимся же и мы, достойно Евангелия учащие, живущие и совершенствующие себя наследовать Царство, обещанное в Евангелии совершенным, благодатью всесовершенного Царя Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава и поклонение с безначальным и присносущным Отцом, с собезначальным и соприсносущным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigaben/tolkovanie-evangelija-ot-matfeja/3_8