11-е Воскресное Евангелие (Ин. 21: 15-25, зач. 67)

15Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?

Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 16Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси овец Моих. 17Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Иисус говорит ему: паси овец Моих. 18Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. 19Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

20Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? 21Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?

22Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. 23И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? 24Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.

25Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

«Симоне Ионин, любиши ли Мя?» Иван Блинов. 1919 г.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман):

«Cе уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых. Егда же обедоваше, глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? (Ин. 21, 14–15). Здесь можно увидеть некий намек на упрек. Но в церковной традиции существует иное мнение, принадлежащее святым отцам, которые, безусловно, лучше нас понимали Священное Писание: апостол Петр действительно больше всех любил Спасителя. Иоанн Богослов был больше всех любим Им, а апостол Иаков был самым ревностным Его учеником. Поэтому именно их троих Спаситель сделал свидетелями Своего преображения на Фаворе и Своего Божественного истощания — Гефсиманской молитвы. Только им троим Он позволил следовать за Собою, когда вошел в дом Иаира и воскресил его дочь.

И вот Спаситель спрашивает апостола Петра: Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Апостол Петр отвечает со свойственной ему простотой, не думая о том, что, может быть, другим это будет досадно. Впрочем, я думаю, все ученики после своего падения очень смирились и никто уже не завидовал друг другу и не обижался друг на друга, как это было раньше, когда они спорили, кто из них лучше и ближе к Спасителю. Во всяком случае, никакого возражения со стороны других учеников не последовало. Может быть, Спаситель обратился к апостолу Петру, потому что знал, что он один, как наиболее мужественный, сможет выдержать это троекратное вопрошение. Остальные же, внимая их разговору, внутренне соглашались с ответом апостола Петра и так же, внутренне, каялись. Так опытный наставник обращается не к тому, кто в действительности виноват, но к тому, кто способен выслушать упрек, а рядом стоящий понимает, что на самом деле это относится к нему. В данном случае Петр был виноват, наверное, больше других, но слова: Любиши ли Мя?— относились и ко всем прочим. Все ученики, кроме апостола Иоанна Богослова, проявили малодушие: они не смогли даже бодрствовать со Спасителем во время Гефсиманский молитвы и оставили Его одного после ареста, хотя до этого обещали пойти с Ним и в темницу, и на смерть.

Глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя (Ин. 21, 15). Апостол Петр не говорит: «Да, Господи, я люблю Тебя больше, чем они». Он только подтверждает: Ты знаешь, что я Тебя люблю. Он не приводит никаких доводов и доказательств. Да ему и нечем доказать свою любовь, после того как он трижды отрекся. Он испытывает сильное искреннее чувство и знает, что Господу известно все, поэтому просто отвечает: «Да». Глагола ему: паси агнцы Моя (Ин. 21, 15). Господь призывает его к прежнему пастырскому служению. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин! Любиши ли Мя? Глагола Ему: ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси овцы Моя (Ин. 21, 16). Я не берусь толковать, в чем здесь состоит разница между словами «агнцы» и «овцы», да это и не относится к теме нашей беседы. Важно то, что Спаситель вновь обратился к апостолу Петру, а тот и после второго вопрошения еще не почувствовал, что это был не просто вопрос. Но когда Господь спросил о том же в третий раз, Петр понял, что это намек на его троекратное отречение, и стал скорбеть. Глагола ему третие: Симоне Ионин! любиши ли Мя? оскорбе же Петр, яко рече Ему третие: любиши ли Мя? — и глагола Ему: Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя (Ин. 21, 17). Апостол Петр опечалился, потому что почувствовал, как ему показалось, недоверие Господа. В то же время, заглянув внутрь себя, он увидел, что любовь в нем живет, несмотря на то что он пал. Поэтому, хотя и со скорбью, апостол Петр сказал:Господи, Ты вся веси. Вот его единственный довод: «Ты знаешь все, и поэтому Ты должен знать, что я люблю Тебя». Глагола ему Иисус: паси овцы моя; аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси. Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши. Сие же рече, назнаменуя, коею смертию прославит Бога. И сия рек, глагола ему: иди по Мне (Ин. 21, 17–19). Господь вновь призывает апостола Петра следовать за Собой и вновь, как во время первого призвания, привлекает его к Себе через покаяние. В чем выразилось покаяние на этот раз? В троекратном подтверждении апостола Петра, что он любит Спасителя. Любовь восставила его, трижды отрекшегося.

Тот, кто имеет любовь к Господу или стремится стяжать ее, покрывает этим свои самые тяжкие грехи. Что может быть страшнее таких грехов, как разврат той женщины, которая омыла слезами ноги Спасителя, и троекратное клятвенное отречение, совершенное апостолом Петром? Апостол Петр, кстати, тоже плакал о своем грехе и каялся, хотя это было раньше, чем он трижды подтвердил, что любит Спасителя. Но, тем не менее, он каялся. Покаянная любовь (не просто покаяние и не просто любовь, а покаянная, смиренная любовь) возвращает людям богоподобное достоинство, восставляет в них образ Божий. Поэтому никто не имеет права унывать. В Евангелии даже нет слова «уныние», зато есть примеры, которые показывают, что от самого повода для этой страсти избавляет любовь к Господу. Блудница прощена, в ее душе водворился мир. Отрекшийся ученик восстановлен в апостольском достоинстве. Это не притчи и не поучения, это жизнь. Кто после этого посмеет унывать? Кто дерзнет идти против Евангелия и богохульно утверждать, что он один есть исключение и что благость Божия не может его объять и очистить, умиротворить и спасти? Пусть никто не дерзает так не только говорить, но и думать.

А что такое любовь? Вы знаете святоотеческое изречение о том, что молитва есть любовь Божия. Когда мы понуждаем себя к непрестанной Иисусовой молитве, то самым прямым и последовательным образом стремимся приобрести любовь к Господу Иисусу Христу — такую, какую испытывали эта женщина, известная всему городу как блудница, и отрекшийся Петр, день и ночь чувствовавший свой позор. Они любили Бога именно такой любовью, сконцентрировавшейся на личности Господа Иисуса Христа. Поэтому Иисусова молитва в духовном отношении — тот же самый поступок, что и плач блудницы, что и исповедание любви апостола Петра. У грешницы любовь проявилась безмолвно, — когда она лобызала ноги Спасителя, омывала их слезами, отирала волосами и мазала миром. Апостол Петр сказал простую фразу, почти равную по бесхитростности безмолвию этой женщины: Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя. Но больше ничего и не было нужно. Ни слов, убеждающих в силе и правдивости любви, никаких витиеватых рассуждений. Пусть тот, кто поддается унынию — серьезный ли у него для этого повод или ничтожный, — всегда вспоминает, как Господь Иисус Христос любит всякого человека, даже самого падшего, и с каким благородством Он принимает кающихся, ни в чем их не упрекая и даже не намекая на их падение. Будем же с надеждой стремиться приобрести ту добродетель, через которую спаслись апостол Петр и эта безымянная женщина!»

Толкование: https://azbyka.ru/blagaya-chast-besedy-s-monashestvuyushhimi/3#part_696
Полотно: https://russkiymir.ru/media/magazines/article/210072/