Чудотворная икона Божией Матери «Казанская» в Иркутске

Т.А. Крючкова

Образ Богородицы, Матери Иисуса Христа — один из самых любимых и почитаемых в христианстве. Именно к Божией Матери в тяжелые времена люди обращаются с молитвой о спасении и защите, и эта вера многим помогла найти себя в жизни.

Особой любовью Богоматерь пользуется на русской земле. Здесь в Ее честь  построено большое количество церквей, монастырей, создано множество великих произведений искусства. Православные христиане часто называют Россию «уделом Пресвятой Богородицы».

Одной из главных святынь Руси считается икона Божией Матери «Владимирская», сохранившаяся до нашего времени.

Первые изображения Пресвятой Богородицы, как повествует нам Церковное Предание, появились еще при Ее земной жизни. Несколько икон написал апостол Лука, автор одного из Евангелий. На протяжении двух тысячелетий было создано большое количество вариантов изображений Богоматери. Россия — обладательница самой богатой иконографии Богоматери. Знаменитая Сергиевская Минея, изданная в 1901 году, содержит около 700 наименований.

Из множества созданных за два тысячелетия икон некоторые прославились как чудотворные, т.е. наделенные особой Божественной благодатью. Обращая свои молитвы к Пресвятой Богородице перед этими образами, люди часто исцелялись от недугов или получали помощь при жизненных невзгодах. Таких неисчерпаемых источников дивной помощи и чудесных исцелений на Руси было множество. Архидьякон Антиохийской церкви Павел Алепский, путешествовавший по России в 1654 г. с патриархом Макарием, отмечал в путевых записках: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими глазами как святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них» (1).

В Иркутске Матерь Божия также особо почиталась. Во имя Ее было создано значительное число церквей: Владимирская, Знаменская, Смоленская, Тихвинская, Благовещенская, Покровская, Успенская  и др. Неслучайно в нашем городе во второй половине XIX в. практически одновременно было построено два храма, освященных в честь Казанской иконы Божией Матери: один из них — Казанский собор (освящен в 1894 г.) на бывшей Тихвинской площади (сейчас площадь им. Кирова), уничтоженный в 1930-е годы, второй — так называемая в народе «Красная церковь» в Рабочем предместье (освящена в 1892 г.), которая сохранилась до нашего времени. Кроме отдельно стоящих церквей, носивших название Казанских, в Иркутске были еще два придельных храма: в Соборе Богоявления (освящен в 1764 г.) и в Знаменском монастыре (освящен в 1787 г.). Это объясняется тем, что в Иркутске была особо почитаемая на протяжении двух столетий чудотворная икона «Богоматерь Казанская».

Первоначальная чудотворная икона Богоматери, именуемая «Казанская», была явлена в 1579 г. в г. Казани, от которого и получила свое название. История обретения иконы записана в Минеях. Во сне девочке Матроне явилась Пресвятая Богородица и повелела возвестить городским властям о том, чтобы они вынули из земли икону, указав место, где эта икона была спрятана. Первоначально мать не обратила внимания на рассказ девочки. Но сон повторился несколько раз, мать рассказала о нем местному архиепископу, икона была найдена и торжественно перенесена в церковь. Многие больные жители Казани, помолившись пред обретенным образом, стали получать исцеления, и икона была признана чудотворной.

По одним сведениям, икона находилась в Казани до 1904 г. и исчезла при ограблении Благовещенского храма. По другим — ее в 1710 г., по воле императора Петра перенесли в Петербург. В начале XIX в. в честь нее на Невском проспекте был построен большой Казанский собор, куда ее перенесли в 1811 году (2).

С этой иконы было создано несколько списков, которые тоже стали чудотворными. Только в Москве к концу XIX в. их насчитывалось более шести. Чудотворными явлениями иконы Казанской Богоматери прославились в Шлиссельбурге, Тамбове, Курске, Вологде, Каргополе, Киеве, а также и в Сибири: в Тобольске (с 1661 г.) и в Иркутске. Чудесное явление иконы по времени совпадает с началом освоения сибирских земель во второй половине XVI в., может быть, поэтому здесь Казанская икона Божией Матери стала особо чтимой.

Первое упоминание об иконе Богоматери «Казанской» и желание жителей Иркутска иметь храм, освященный в ее честь, возникли во время следования в Китай  святителя Иннокентия (Кульчицкого) через наш город в 1722 г. Была ли эта икона занесена в Иркутск первыми поселенцами или написана здесь — осталось тайной, хотя Прокопий Громов — известный в Восточной Сибири историк христианства — предпринимал значительные усилия для ее разгадки. В своей книге «Начало христианства в Иркутске» он публикует документ — приходо-расходную книгу Иркутского Богоявленского собора в период его строительства. В ней записаны вклады жителей и гостей города в 1720-е гг.  Некоторые из них имели пометки об их целевом назначении, т. е. на строительство храма во имя Богородицы Казанской. Например, торговый человек из Сольвычегодска Михаил Кузьмич Новосельцев пожертвовал «новому строению каменному церкви Пресвятой Богородице Казанской серьги алмазные по московской цене 31 руб.» (3). В феврале 1724 г. монах Троицкого монастыря Сильвестр «Богоматери в казну приложил два рубли, да кожан половинчатый, а тот кожан продан за семь гривен» (4). Часть вкладов шла в приклад к «церкви Богоявления Господня», из чего можно сделать вывод, что новый кафедральный собор предполагался быть построенным двупрестольным: во имя Богоявления Господня и Казанской иконы Божией Матери. Придел Казанской иконы Божией Матери в Соборе Богоявления был освящен в 1764 г. и чудотворная икона была помещена в иконостасе слева от Царских врат.

Чудотворная икона «Богоматерь Казанская» прославилась исцелениями  множества иркутян, которые обращались пред ней к Пресвятой Богородице с молитвами , и чудесным образом получали помощь в трудные времена. У святыни молились в разных ситуациях.

Например, в Иркутской летописи описывается крестный ход 23 августа 1797 г. из Собора к колокольному заводу около Крестовоздвиженской церкви, где должен был отливаться большой колокол для Иркутского Богоявленского собора. Уже было сделано две неудачных попытки отлить этот колокол в декабре 1796 и весной 1797 гг. На третий раз было совершено усердное моление перед чудотворной иконой, затем крестный ход доставил ее на территорию колокольного завода, где она находилась двое суток, пока отливался колокол. На этот раз все получилось.

Особое покровительство Богородицы — защиту от неурожаев — получали крестьяне. Начиная с 1787 г., когда 21 мая «св.икона Богоматери из Собора в первый раз [была] торжественно вынесена, по случаю засухи, на поля Кудинские, Хомутовские, Поздняковские и Оекские» (5) — ежегодно ее обносили по прибайкальским землям. Были даже специально разработаны «правила о порядке хождения из Иркутского кафедрального собора со святою иконою Богоматери, именуемой Казанской, по градам и весям Иркутской епархии«, опубликованные в Иркутских епархиальных ведомостях (14).

Размеры иконы были значительны (около 150 х 110 см) и для удобства ее транспортировки на дальние расстояния в середине XIX в. была сделана специальная карета.

Вот как описывался начальный этап выноса иконы из города Иркутска в Кудинское селение, свидетельствующий о глубоком почитании святыни: «1863 г.  21 мая икона из кафедрального собора пред начатием литургии принесена была во Владимирскую церковь (6), в которой по случаю храмового праздника служил архиепископ Парфений. По окончании литургии и молебна преосвященный сопроводил из храма св.икону и за церковною оградою совершил пред нею земное поклонение, и приложившись к ней, благословил процессию. Стечение богомольцев было многолюдное. По переходе р. Ушаковки, под звон колоколов в городе и Знаменской обители, священник и игуменья сей обители  с сестрами встретили Чудотворную Икону на подьем с речки, изнесши во сретение из обители иконы Христа Спасителя и Знамения Божией Матери. Здесь совершено было краткое моление о еже сохранитися граду и обители, с осенением на четыре стороны животворящим крестом. По изнесении чудотворной иконы в сопутствии икон монастырских за якутскую заставу, вне города на поляне, на устроенном из камня благовидном помосте, пред водруженном в каменном же основании, деревянным большого размера крестом, совершено было настоятелем Кафедрального собора, протоиереем Пр[окопием] Громовым и священником Троицкой церкви Фирсом Зыряновым, городским благочинным Петром Преловским и Стефаном Литвинцевым, сопровождавшим икону от Владимирской церкви, молебное пение с водоосвящением. По окроплении пути и молящихся освященною водою, чудотворная икона понесена на раменах усердствующими в Кудинское селение, в сопровождении соборных священника, диакона и причта, а иконы монастырские, благоговейно несомые монахинями, возвратились в свою обитель» (7).

28 октября 1794 г. на святую икону Божией Матери была возложена серебряная с драгоценными камнями риза, выполненная московскими ювелирами. По этому случаю 1 ноября в Иркутском Богоявленском соборе «отправлялось церковное торжество» (16).

В описи церковного имущества за 1913 г. этот драгоценный оклад подробно описан: «Местная икона на левой стороне Царских врат «Казанской Богоматери» в сребропозлащенной ризе, длиною 2 ар[шина]. 4 вер[шков]., шириною 1 ар[шин]. 12 верш[ков] * с соединенными венцами над Спасителем и Божией Матерью; венцы Спасителя и Богоматери осыпаны белыми сразами; в средине венца Богоматери два Ангела, над коими по одной аквамариновой вставке; по сиянию венцов четыре больших и десять малых звездочек из разных цветных стекол; корона Богоматери усыпана сразами, с крестом, в коем три алмаза, шесть изумрудов, восемь сапфиров синего цвета и 106 различных камней; убрус низан ост-индийским, частью русским жемчугом, среди которого находятся настоящие недорогие разноцветные и поддельные камни; в том же убрусе звезда из бриллиантов и алмазов, из коих средний камень четыре карата весом и оценен в четыре тысячи рублей, а вся звезда в девять тысяч рублей, исключая работы. На правом плече Богоматери звезда с большою сразовою вставкою, ожерелие низано жемчугом, среди которого находятся настоящие недорогие и поделочные камни. Вес ризы неизвестен. Внизу ризы две сразовые вставки, под которыми слова: «Сия риза делана по благословению великого Господина епископа Вениамина I тщанием и радением Иркутского Вознесенского монастыря игумена Гавриила Копырина, и боголюбских подаяний: выкована, позлащена и каменьем убрана в царствующем граде Москве 1794 года 25 марта.»  Вверху ризы надписи: Образ Казанския Божия Матери  и MP ΘΥ позлащенными буквами на синих стеклах. Икона сия вместе с ризою вделана в сребропозлащенную раму. В 1896 году в мае месяце неизвестною жертвовательницею пожертвована бриллиантовая серьга в золотой оправе, состоящая из восьми малых и одного среднего бриллиантов, которая и прикреплена к иконе Богоматери в венец Младенца Иисуса. В 1911 году к означенной ризе прикреплены бриллиантовые знаки ордена св. Александра Невского, поступившие в дар Собору по духовному завещанию Высокопреосвященнейшего Тихона архиепископа Иркутского и Верхоленского. Крест подвешен на левом плече Божией Матери, а бриллиантовая звезда на правой стороне ниже лика Богоматери» (8).

10 апреля 1922 г. этот дорогой оклад чудотворной иркутской святыни был снят коммисией по изъятию церковных ценностей (под председательством С. Огнетова) (9) и, вероятно, вместе с другими 2023 предметами из драгоценных металлов, изъятых из иркутских храмов (10), был отправлен в Москву. О дальнейшей его судьбе нам ничего не известно. Сама  Казанская икона Богоматери была оставлена в Иркутске и последнее упоминание о ней, известное нам, относится к 1928 г. Правление общины при Иркутских Богоявленском и Казанском кафедральных соборах 24 ноября 1928 г. обратилось в Иркутский окружной административный отдел с просьбой » разрешить хождение по Иркутскому округу с иконой Казанской Божией Матери, с служением молебнов», на что получила отказ, подписанный помощником начальника ОАО Поляковым и инспектором Адмнадзора Попрыкиным (11).

Настоящее местонахождение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Казанская», нам неизвестно. Мы изучили коллекции иркутских краеведческого и художественного музеев, а также иконы в большинстве действующих храмов Иркутска и Иркутской области. В фондах Иркутского областного художественного музея есть два образа, написанные на досках, близких по размеру к чудотворной иконе: 1) 159 х 121, инв. N И-45; 2) 158 х 122, инв. N И-46. Но стилистические данные живописи этих икон свидетельствуют о том, что они были созданы в XIX веке. Возможно, одна из этих икон была выполнена тогда, когда чудотворную икону из Богоявленского собора перенесли во вновь построенный Казанский собор в центре г. Иркутска, на Тихвинской площади. И чтобы не оставлять пустого места в иконостасе Богоявленского собора, написали близкую по размерам новую икону «Богоматери Казанской». О перенесении в 1894 г. чудотворной святыни г. Иркутска в новый кафедральный Казанский собор существует множество свидетельств, в том числе и запись в Иркутской летописи.

У нас пока нет основания утверждать, что чудотворная Казанская икона Божией Матери погибла в 30-е годы прошлого столетия. Нас радует, что мы не нашли прямых доказательств ее уничтожения. Вполне возможно, что схороненная от людских глаз, она ждет своего часа, чтобы вернуться к иркутянам, как вернулись в свое время мощи Святителя Иннокентия.

* около 160 х 124

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения церкви о Ней и чудотворных икон Ее, на основании Священного Писания, свидетельств св. отцов и церковных преданий.- М., 1904 (Репринтное воспроизведение издания 1904 г.).- С.271

2. Там же, с.291, 293.

3. Громов П. Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий первый епископ иркутский. Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. — Иркутск, 1868. — С.404.

4. Там же, с. 405.

5. Иркутская летопись (летописи П.И.Пежемского и В.А.Кротова) // Труды Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества.- Иркутск, 1911.- С.116.

6. Иркутская Владимирская церковь находилась на ул. Ланинской (ныне ул.Декабрьских событий).

7. М.Фивейский (кафедральный протоирей). Правила о порядке хождения из Иркутского кафедрального собора со св. иконою Богоматери, именуемой Казанской, по градам и весям Иркутской епархии // Иркутские епархиальные ведомости.- 1901, N 11.- Прибавления.- С.283 — 287.

8. Романов Н.С. Иркутская летопись 1857-1880 г. (Продолжение «Летописи» П.И.Пежемского и В.А.Кротова).- Иркутск, 1914.- С.133- 134.

9. Иркутская летопись. — Иркутск, 1911.- С.135

10. ГАИО, ф.50,оп.1, д.14774, л.12об.-14

11. На полях «Описи церковного имущества Иркутского Казанского собора за 1913 г.»  прочитывается запись: «Риза с камнями снята 10/IV-22 Огнетов» — ГАИО, ф.50, оп.1, д.14774, л.12об.

12. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг. — Иркутск, 1994.- С.464-467

13. ГАИО, ф.р-727, оп.1. д.14, лл.421-422.