И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины

В прошедшем году на приходе Михаило-Архангельского Харлампиевского храма было создано паломническое общество «Одигитрия», которое ставит своей задачей на близкое будущее изучение и посещение сибирских святынь. Один из маршрутов будет пролегать на Амур в село Албазино. Сегодня мы знакомим вас с важной страницей сибирской истории, к сожалению, малоизвестной.

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть»

В 1650 году отряд первопроходца дальневосточных земель атамана Ерофея Павловича Хабарова занял на верхнем Амуре городок даурского князя Албазы (княжеское имя и дало название острогу). Через год, покидая городок, Хабаров сжег его.

Следующий этап в истории Албазина начался в 1665-1666 годах. Группа из 84 казаков во главе с Никифором Черниговским бежали туда из Усть-Кутского острога, убив воеводу Лаврентия Обухова «за невозможное свое терпение, что он жен их насильничал, а животы их вымучивал». Беглецы были объявлены преступниками и заочно приговорены к смертной казни. Однако они настолько преуспели в сборе ясака, что по настоянию сибирских властей были прощены.

Убегая, мятежники увели с собой основателя Усть-Киренского Свято-Троицкого монастыря иеромонаха Ермогена, который и принес на Амур икону Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемую с тех пор Албазинской.

Приамурье, где успешно развивалось пашенное земледелие, постепенно превращалось в житницу для местного населения. Даурские и эвенкийские князья — Гантимур, Туйдохунь, Баодай и Вэнь-ду — добровольно перешли со своими людьми к русским. Маньчжуры опасались, что их примеру последуют и другие племена – не только левобережья и верхнего Амура, но и его правобережья.

12 июня 1685 г. маньчжурское войско численностью более 10 тысяч человек с 200 пушками осадило Албазин. Ядра маньчжурских пушек легко пробивали стены и башни острога. Сгорели амбары и церковь. Запасы пороха и свинца были на исходе. Русские вынуждены были начать переговоры о капитуляции. Оставшиеся в живых албазинцы «наги и босы и голодны» беспрепятственно ушли в Нерчинск.

И старец Ермоген ради сохранения Албазинской иконы покинул Амур, перевез святыню предположительно в Нерчинск, а затем — в Сретенск.

Но Божия Матерь не оставила Албазин Своим заступлением, уже в августе жизнь здесь опять закипела. Разведчики донесли, что китайцы вдруг спешно стали отступать, не исполнив до конца приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. По преданию они видели на полях Белую Жену на белом коне, которая «шибко топтала» их ряды, не подпуская сжечь посевы. Воевода И.Е. Власов направил в город отряды под командованием поручика А.И. Бейтона и А.Л. Толбузина. Они и приступили к возведению нового острога, «чтоб неприятелю было не в уступку».

Через год маньчжуры вновь осадили город. Под Покровом Пресвятой Богородицы 826 защитников крепости успешно противостояли 6500 воинам противника. Героическая пятимесячная оборона Албазина вошла в историю как «Албазинское сидение». За это время войска богдыхана трижды штурмовали деревянные укрепления. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и огне.

Через пять месяцев русских осталось всего 150 человек. Караульную службу могли нести лишь 30 мужчин и 15 подростков, остальные ослабели от ран и цинги. Бейтон отказался впустить в крепость маньчжурских лекарей, ответив, «что в Албазине служилые люди милостию великого Бога все здоровы». На Пасху он послал изумленным китайским воеводам пшеничный пирог весом в один пуд, который они «приняли с честью».

29 августа 1689 г. в Нерчинске был подписан русско-китайский договор, по которому граница между двумя государствами проводилась по реке Горбица. Албазинский острог оказался за пределами русской территории и подлежал уничтожению, а его жители — переселению.

За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан приказал устроить в китайской столице православную церковь во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил туда антиминс, миро, богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, «проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве», митрополит Игнатий писал: «Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается».

В 1715 году прибыла в Пекин Русская Духовная Миссия, непрерывно продолжавшая с тех пор дело христианского просвещения язычников.

Иеромонах Иннокентий Кульчицкий в 1720 году был назначен начальником этой миссии. Но, как мы знаем, до Пекина не добрался, а 15 января 1727 года Святейший синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Эта дата и считается днем основания самостоятельной Иркутской епархии.

Прошли годы, наступила новая эпоха русского освоения Амура. В 1850 году, в праздник Всемилостивого Спаса, 1 августа, капитаном Г.И. Невельским был поднят русский Андреевский флаг в устье Амура и основан город Николаевск-на-Амуре. Трудами генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского и святого равноапостольного Иннокентия, архиепископа Камчатского, в несколько лет весь левый берег Амура был застроен русскими городами, селами и казачьими станицами. Айгунский (1858 года) и Пекинский (1860 года) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и Приморье.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин (Благонравов), преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню.

Где и кем икона была написана, доподлинно неизвестно. Специалисты определили ее примерный возраст — около 400 лет. Часть названия «Слово плоть бысть» – цитата из Евангелия от Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14).

Празднование иконе 9/22 марта было установлено епископом Камчатским Гурием в 1885 году. До этого в Благовещенске несколько лет свирепствовали эпидемии дифтерии и скарлатины. В кафедральном соборе часто служили молебны. Синод по просьбе епископа постановил учредить крестные ходы со святыней. С осени мор сошел на нет, и разнеслась весть о чудотворности Албазинской иконы.

В 1924 году Благовещенский собор сносится, а икона чудом спасается в Ильинской часовне. Позже, в 1938-м ее изымают в Амурский областной краеведческий музей.

И лишь в 1991 году святыню возвращают в лоно Православной Церкви. Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» сегодня находится в городе Благовещенске, в новом Благовещенском кафедральном соборе.

Молитва к Божией Матери пред Ея иконой Албазинской «Слово плоть бысть»
Богоро́дице Де́во, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, Засту́пнице ро́да христиа́нскаго! Пред чудотво́рною ико́ною Твое́ю предстоя́ше, отцы́ на́ши моли́ша Тя, да яви́ши покро́в Твой и заступле́ние стране́ Приаму́рстей. Те́мже и мы ны́не мо́лим Тя: град наш и страну́ сию от нахожде́ния иноплеме́нных соблюди́ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́. Да́руй ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие; сохрани́ во святы́ни па́стырей на́ших, во святы́х хра́мех тружда́ющихся: осени́ вседержа́вным покро́вом Твои́м строи́телей и благотвори́телей их. Утверди́ в правове́рии и единомы́слии бра́тий на́ших: заблу́ждших же и отсту́пльших от правосла́вныя ве́ры вразуми́ и соедини́ Святе́й Це́ркви Сы́на Твоего́. Бу́ди всем притека́ющым к чудотво́рней ико́не Твое́й покро́в, утеше́ние и приста́нище от вся́ких зол, бед и обстоя́ний, Ты бо еси больны́х исцеле́ние, скорбя́щих утеше́ние, заблу́дших исправле́ние и вразумле́ние. Прии́ми моле́ния на́ша и вознеси́ я ко Престо́лу Всевы́шняго, яко да твои́м предста́тельством соблюда́еми и покро́вом Твои́м осеня́еми, просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источники: