Понятие о Страхе Божием

Выражение «страх Божий» часто ставит в тупик: как бояться, если Бога мы должны любить? Можно еще вспомнить апостола Иоанна, который писал: «Боящийся не совершенен в любви» (1 Ин. 4:18). Так как же – бояться, любить и что это значит?

В религиозности очень многих людей сегодня очень заметное место занимает страх перед наказанием. В советские времена вообще бытовало мнение, что верующие только потому и верят в Бога, что после смерти не хотят мучиться в Аду. Именно как страх перед адскими муками, которые ждут ослушников после их смерти, представляла православную веру атеистическая пропаганда. И надо сказать, делала это вполне профессионально. Объяснить, что такое страх Божий, человеку, который не испытывает по отношению к Богу личных чувств, непросто. С чем обычно ассоциируется страх? С паникой, ужасом, состоянием подавленности, когда воля человека буквально парализована. Страх Божий со всем этим ничего общего не имеет.

Бога бояться нужно. Но необходимо понимать природу этого страха. Церковная мудрость предлагает рассуждение о страхе раба, наемника и сына. Раб боится прогневать хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается не выполнить план работы, так как это грозит уменьшением зарплаты. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Итак, каждый имеет некоторый страх, но качественно разный. Страх Божий может начинаться со страха раба, но должен иметь направление роста к страху сыновнему, переходя постепенно в чистую любовь к Небесному Отцу.

Страх Божий, как свойство верующей души, мы можем видеть у всех библейских праведников.

Примером является повествование о причине, которую назвал Иосиф, что не будет мстить братьям за то, что они продали его в рабство: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Быт. 50.19).

Или обращение Моисея к израильскому народу: «И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх.20:20).

А также поведение «бабок повитух» во время египетского плена они отказывались выполнять приказание фараона, даже при угрозе смерти: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых» (Быт. 1.15-17).

В Книге Притч Соломоновых: «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление». Если не будет страха Божия, не будет самой жизни.

Страх Божий – не фобии, не панический страх.

Страх Божий – благоговейное отношение к Богу, проявляемое в осознании и ощущении Божественного присутствия, боязни оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, формируемое и поддерживаемое в человеке при содействии благодати Божией.

Страх Божий больше страха смерти. Имея страх Божий человек становится человеком. «Умножение страха Божия есть начало любви» — говорит преп. Иоанн Лествичник.

Важно знать, что страх Божий – понятие положительное, а не отрицательное. Словом «страх» Писание именует самого Бога. Исаия пишет: «Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!» (Ис. 8:13). Иаков выговаривает Лавану: «Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем» (Быт. 31:42). Богобоязненность, в библейском понимании, есть первичная и основная добродетель, от которой происходят все основные: «В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти.» (Притч. 14:26, 27). По сути, боязнь Бога есть признание Его Творцом, Господином и Судьей, полная открытость сердца перед Ним, всегдашняя память о Нем (что в Писании часто означено выражением «ходить пред Богом»). И, конечно же, устремленность любить Его как источник жизни, света, добра.

Современные люди, запуганные изнутри своими личными страстями и фобиями, не могут признать, что единственный полезный для нас страх – это Страх Божий. А происходит это потому, что безуспешно пытаться понять добродетель Страха Божия одним умом, без опыта веры, покаяния, молитвы. «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов)

У людей по мере их восхождения к Богу чувство страха Божия становится более постоянным, неотъемлемым. Ведь христианское преуспеяние человека заключается не только в том, что он побеждает в себе какие-то страсти, изменяется, но и именно в том, что он живет в ощущении постоянного Божественного присутствия. Жить в присутствии Бога – значит уже совершенно естественным, а не принудительным образом поступать, мыслить и чувствовать так, как будто с нами рядом стоит сам Господь. Страх Божий есть единственная мощная преграда греху в жизни человека.