Таинства Русской Православной Церкви

Таинства… Что это? Для чего они нужны и почему мы православные должны участвовать в таинствах? Многие считают, что Таинства выдумка священнослужителей, но это не так. Все таинства церкви имеют Божественное происхождение и Евангельское основание.

Таинство есть Богоустановленное церковное священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Святого Духа. Таинства врачуют и питают наше духовное и телесное естество, через Таинства церкви Христовой мы непосредственно соединяемся со Христом! Церковные Таинства занимают в жизни Церкви центральное место. В каждом таинстве есть видимая сторона, которая включает в себя определенный набор действий (чинопоследование), то есть слова, действия участников и т.д., а есть и невидимая сторона – духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается все чинопоследование. Совершителем любого таинства является Сам Бог.

Церковь содержит семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение.

Церковные Таинства можно разделить на:

— неповторяемые (Крещение, Миропомазание, Священство)

— повторяемые (Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак)

Таинство Крещения.

Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом, получает помощь в преодолении зависимости от греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств.

Таинство Миропомазания

Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Таинство Причастия (Евхаристии)

Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Таинство Исповеди

Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Таинство Соборование (Елеосвящение)

При помазании тела больного человека специально освященным елеем и чтении молитв на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи, если на то будет Воля Божия.

Таинство Брака (Венчание)

Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Таинство Священства (Рукоположение)

Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства.

Для многих современных людей Таинства — это некие магические, волшебные действия, которые не предполагают личного духовного участия, но это не так.  Такой подход лишает человека свободы, от Таинства ожидается уже заранее известный, стопроцентно положительный результат, все делается не ради Бога и соединения с ним, а чтобы «не заболеть», «преуспеть», «не сглазили», «не уволили» и т.д.  Человек должен непосредственно участвовать в своем спасении и взаимодействии (соработничестве) с Богом и поэтому принятие Таинств требует от него твердой веры и нравственных усилий. В Таинствах церкви Благодать Божия всегда дает нам какое-то новое внутреннее изменение, пусть и не всегда заметное нами.