Проповедь настоятеля Михаило-Архангельского Харлампиевского храма протоиерея Евгения (Старцева)

15 сентября (2 сентября по старому стилю) – память перенесения мощей в 1992 году благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Ефвросинии, Муромских чудотворцев (1228)

 

 

 

 

(Первое послание апостола Павла к Коринфянам 16:13-24)

  1. Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
  2. Все у вас да будет с любовью.
  3. Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
  4. будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
  5. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
  6. ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
  7. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
  8. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
  9. Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
  10. Кто не любит Господа Иисуса Христа, — анафема, маранафа́.
  11. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
  12. и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

Братия и сестры! Кто сегодня внимательно слушал слова Апостола Павла к коринфянам, должен был обратить внимание на строгое начало – «Проклят всякий, кто не любит Господа!». Т.е. не только человек не верующий или отрицающий бытие Божие, а не любящий Бога – проклят! Апостол говорит не просто о наказаниях или муках, а о проклятии.

Если мы спросим себя, а любим ли мы Господа? Найдем ли мы в себе эту любовь? На этот вопрос можно ответить только в личном и честном разговоре наедине с самим собой и Богом.

Господь все время помогает своим верным людям. Однажды к нему пришел человек и спросил: «Что мне делать, чтобы спасти свою душу?». Господь ответил: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Как любить самого себя, и что значит любить ближнего? Без общения с Богом постичь эти истины невозможно. Иудеи тысячелетия приносили жертвы, хранили закон, строили храмы, по субботам ходили в синагогу, слушали писание, были воспитаны в праведности. А любили ли они Бога? – Нет! Потому что, когда пришел сын Божий, они Его просто убили. Убили за то, что им не понравилась Его обличительная речь, за то, что Он выгнал из храмов торговцев и менял. Первосвященники не могли Ему этого простить. Это могло быть самым главным мотивом, почему они не захотели слушать Его проповедь. Позже Господь попустил иудеям разрушение храма, разорение города Иерусалима, изгнание их с земли, рассеивание по миру, и даже каннибализм среди своих. Они знали Бога, но не любили Его!

Современный христианин тоже может оказаться в таком же положении. Допустим, он знает Бога, а вот любит ли Его?

А как научиться этой любви? Иногда это вообще кажется невозможным. Потому что ожесточенное человеческое сердце уже никого не может любить. А тут надо Бога полюбить. Как полюбить сердцу, привыкшему стяжать и жить только ради самого себя? Люди сегодня рожают столько детей, чтобы им было комфортно: одного, двоих, максимум, троих (последнее сегодня уже считается за подвиг), а остальных — всех под нож! Так рассуждает современный человек, даже по отношению к детям. А ведь дети – это благословение Божие для каждой семьи.

Мы сегодня вспоминаем святых угодников Божиих – Петра и Февронию. Они жили в святое время, когда все люди были православными и ходили по воскресеньям в храм. И даже сегодня в Муроме много  храмов. Это свидетельствует о том, что прежде храмы не вмещали всех верующих. Так вот, когда пред Петром возник выбор – иметь власть и угождать людям или быть верным жене и любви, он, не колеблясь, выбрал семью, а Господь ему потом подал и власть, и семейное счастье на радость всему православному миру. Ведь мы и сегодня смотрим на эту пару святых благоверных и удивляемся Божьему промыслу о них. Это сильные, верные люди.  Это наши предки, заложившие в наш народ то, что нам необходимо сегодня для жизни, для любви к Господу. Ведь если мы не любим ближнего, то мы не сможем возлюбить и Господа. Муж никогда не приблизится к Богу, если не будет любить свою жену, детей. Семья – это серьезный «инструмент» для упражнения своей души в деле любви. Некоторые люди считают, что «вот пойду в монахи, там и спасусь!». Не факт! Зачем искать то, что нам Господь не посылает? Если Он дал нам семью, значит, ее мы и должны учиться любить, любить своих ближних, какими недостатками бы они не обладали. Для современного мира этот смысл кажется парадоксальным.  Ведь сейчас люди не создают семьи. Живут во блуде, удовлетворяя свои плотские страсти,  не желая при этом брать на себя никаких обязательств. И сегодня это считается нормой. Часто такие люди приходят на исповедь с вопросом – а где же мое семейное счастье?

Семья – это малая церковь, без которой не может состояться человеческое общество и государство. В семьях люди рождаются для спасения, для назидания. Женщина спасается деторождением  — говорил апостол Павел. Сегодня же многими людьми  семья считается чем-то вроде пережитка прошлого, к ней сейчас часто относятся даже с пренебрежением. В этом явственно слышится очередная сатанинская ложь. Петр и Феврония, их же память ныне мы совершаем,  отверглись всего мира – власти и почета ради любви друг к другу. Господь же за эту жертву дал Петру власть, которую он употребил во благо народа.  Святой благоверный князь Петр показал нам пример того, как можно возлюбить Господа через любовь к ближнему своему, а, значит, исполнить свое земное послушание. Господь подает нам все необходимое для нашего спасения. Достаточно нам начать с любви к нашим близким.  А, когда узрим немощи наши, недостаток любви в нашем ожесточенном сердце, мы идем на исповедь к Господу, чтобы он подал нам сил для исполнения главной Его заповеди – «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Бог есть любовь, и это значит, что без любви в нашем сердце мы не сможем достичь Царствия небесного.