Проповедь настоятеля Михаило-Архангельского Харлампиевского храма протоиерея Евгения Старцева от 24.11.19 г.

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! чтó мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе чтó написано? кáк читаешь?

Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Лк. 10: 25-37.

Вопросы вечности всегда интересовали человека, в особенности, религиозного, занимая его ум. Но современный человек об этом мыслит не часто, полагая при этом, что вечность – это отвлеченное, философское понятие, к которому он сам не имеет никакого отношения. Вопрос же смерти, который предваряет эту черту вечности, тоже носит часто двусмысленный характер. Люди решили, что хорошо бы пожить подольше, или вообще не умирать. (Так, например, современные технологии предлагают взять и заморозить человека, скажем, на 200 лет, а потом, когда наступит «светлое завтра», разбудить его. При этом человек не помышляет, что через 200 лет может вообще ничего не быть, Господь уже придет и совершит свой Суд. Но, как говорится, деньги, и не малые, за эту услугу «заморозки» надо заплатить вперед). Во времена земной жизни Иисуса Христа этот вопрос занимал людей очень серьезно. Иудеи понимали, что душа наша бессмертна, и что люди предназначены для вечности в обещанном раю сладости. В том раю, в котором обитал Адам и его жена Ева, по его просьбе созданная Богом.

И вот один законник, во время частых бесед Господа с людьми, захотел искусить Его. Он встал и спросил: «Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Многие иудеи в тот период уже догадывались, что Иисус – не просто уроженец Назарета, сын Марии и Иосифа. Многие понимали, что Он не от мира сего, но боялись себе признаться в том, что это Сын Божий. Как и современный человек боится себе признаться, что он находится во власти Божией, что Господь руководит всеми путями человеческой жизни, внимательно наблюдая за нами. Так вот этот законник услышал в ответ: «В законе что писано? Как читаешь?». «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею и возлюби ближнего твоего, как самого себя», — ответил законник. Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал». В ту пору для иудеев ближними считались единоверцы и родственники. Иудаизм принимали тогда разные люди, но они никогда не были для иудеев своими. Это обособление отличает иудеев и теперь.

И вот Господь, разрушая предубеждения людей, расширяет пределы закона (но при этом исполняя его). Он сказал: «Правильно ты отвечал. Так поступай и будешь жить». Законник в свою очередь, желая оправдать себя, спросил Иисуса: «А кто мой ближний?». На что Господь ему ответил ему: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым…». Кто были священники того времени? Эти люди считались особенными, потомками колена Аарона, которые были благословлены еще до Христа на священнослужение. Наверное, упомянутый священник спешил сотворить доброе дело, принести какую-либо жертву Господу, но почему-то прошел мимо раненого человека. Также поступил и левит, который помогал служить священникам. «Самарянин же некто, проезжая мимо, нашел на несчастного человека. И, увидев его, сжалился, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Т.е. законник, искушавший Христа, не был до конца безнадежен. В поступке самарянина он понял истину, понял, кто является для человека ближним. А самаряне были сектантами того времени, с которыми иудеи не общались и презирали их. Господь же неоднократно упоминает самарян в Евангелии. Это был справедливый упрек законникам, прекрасно знавшим закон, жившим по нему и исполняющим его. Иудеи стремились соблюдать Синайское законодательство.

Это сегодня люди, желающие принять Святое Крещение или крестить своих детей, порой не могут назвать 10 заповедей. Современные христиане не хотят знать Закон Божий. Сегодня примерно 80 % крещеных людей, называющих себя православными, не могут назвать тот Закон, по которому они призваны жить. Возникает вопрос, для чего же они крестились? Не те ли это крещеные люди, которые сегодня злословят церковь? Которые не собираются исповедовать свой грех перед Богом в таинстве исповеди. Не те ли это люди, которые сегодня находят в священниках главных врагов народа и поносят духовенство? Не те ли это люди, которые, ругая церковь, ругают Христа?! Но Господь поругаем не бывает, и врата ада не одолеют Церковь Божию. И что будет с тем человеком, который возвысил свою пяту на Бога и Церковь? Может, лучше было ему не родиться? Получается, что многие из нас сегодня крестились, а христианами быть принципиально не хотят. А что значит быть христианином? – это значит исполнить закон!

Господь говорит в Евангелии: «Если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царство Небесное». При этом надо понимать, что книжники и фарисеи были людьми, очень точно исполнявшими закон. Как же мы сегодня можем оказаться выше этих людей, не соблюдая вообще Закона Божьего и даже не зная его? Многие люди сегодня, считая себя православными, вообще не брали в руки Евангелие. Эта реальность является предвестником катастрофы для нашего народа. Как уже было в истории. Перед революцией люди ходили в храмы, 4 раза в год постами исповедовались. Были даже городовые, которые отмечали не исповедавшихся и отправляли их в церковь в обязательном порядке. Но народ, уже потерявший Бога в душе, потом убивал этих городовых, которые заботились о благочестии общества. Так и сегодня, слушают ли взрослые сыновья наставления своих отцов? Так ли они своими отцами воспитаны? И что для этого нужно? А сегодня нам нужно стать такими христианами, чтобы мы имели ревность по жизни с Богом. Своим Законом Господь предлагает человеку пройти жизненный путь так, чтобы не ошибиться. Он нам говорит: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не клевещи, почитай родителей… иначе смертью умрешь». Так почему же законник, знавший и соблюдавший закон, все же искушал Христа? Потому что он не знал Бога. Так и сегодня крещеные люди приходят к Богу с просьбами, ставят в храме свечи, помогают церкви, а Христа знать не хотят. Откуда в нас с вами это двоедушие? Если мы осознаем, кто мы есть на самом деле, то будем с Божией помощью с этим недугом бороться.

Так почему же сектант самарянин оказался для пострадавшего человека самым близким? Потому что он оказал ему милость. Когда же мы раздражаемся на своих ближних, соседей, людей другой веры и национальности, в этот момент мы не имеем в своем сердце Христа, теряем образ Божий. Зачастую православные проявляют крайнюю степень фарисейства, читают множество акафистов, ставят свечи, вместо того чтобы проявить милосердие к ближнему. Как тот законник, что понял, но не принял в своем сердце Христа и не стал Его учеником. Хотелось бы, чтобы у каждого было сегодня стремление понять разумом и принять сердцем Христа, просить и стяжать Божию любовь к ближнему. Это крайне необходимо современному человеку, запутавшемуся в тенетах мирской жизни. Мир сегодня предлагает нам жизнь безбожную, развратную, жизнь нехристей. И, прибегая в церковь, человек порой просит то, чего не нужно просить у Бога, например, материальных благ. Но просить у Бога нужно благодати, которая врачует, питает, наставляет и спасает нашу душу.

Храни вас всех Господь и Матерь Божия!