Святитель Иннокентий Иркутский
Святитель Иннокентий Иркутский
Тезисы:
Кто такие святые? Наверное, вы удивитесь, услышав, что святые были такие же люди, как и каждый из нас. Они испытывали те же чувства, что и мы, их души посещали как радость, так и разочарование, не только надежда, но и отчаяние, как вдохновение, так и угасание.
Святые потому и стали святы, что, во-первых, увидели свою неправедность, удаленность от Бога (не надо думать, что каждый угодник Божий был изначально святым). А во-вторых, они глубоко ощутили, что никакое добро невозможно совершить без Бога. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом – их отличие от обыкновенных героических личностей. Земные герои пытаются изменить мир путем внешней борьбы за справедливость. А святые влияют на мир путем внутреннего его преображения, и начинают это преображение с самих себя.
1.Введение
Когда я родился, родители долго не могли выбрать мне имя. Среди списка имен было редкое ныне имя «Иннокентий». На нем и остановили свой выбор. Когда я подрос, то часто бывал с родителями в Иркутских храмах. В одном из храмов — Знаменском – не раз поклонялись мы мощам святителя Иннокентия Иркутского. Папа говорил мне, что назвал меня в честь этого святого. Мне стало интересно – что это был за человек, чьим мощам поклоняется столько людей? Чем он прославился? Почему носит такой титул? Целью моей работы стало получить ответы на эти вопросы.
Цель: изучить житие святителя Иннокентия Иркутского.
Задачи: изучив житие святителя Иннокентия Иркутского, ответить на вопросы: как жил св.Иннокентий; чем он прославился при жизни; почему его мощам поклоняются православные люди; в чем я могу быть похожим на св.Иннокентия.
2. Краткое житие святителя Иннокентия, епископа Иркутского, чудотворца.
(празднование 9/22 февраля, 26 ноября/9 декабря)
1) Происхождение и юность.
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, известный благочестием и ученостью, был просветителем отдаленнейшей окраины Русского государства — Восточной Сибири, опытным устроителем церковной жизни Иркутской епархии.
Происходил он из дворянского рода Кульчицких (в миру носил имя Иоанн). Святитель родился около 1682 года. Обучался он в Киевской духовной академии. В 1706 году, окончив курс обучения, принял монашеский постриг с именем Иннокентий и вступил в число братии Киево-Печерской Лавры.
В 1710 году иеромонах Иннокентий был вызван в Москву для преподавания в Московской Славяно-греко-латинской академии. Он преподавал словесность, гомилетику, нравственное богословие, метафизику и философию. В 1719 году его в числе наиболее образованных иноков по указу Петра I вызвали в Александро-Невскую Лавру и в должности соборного иеромонаха назначили на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле (Таллин). Вскоре он получил новое назначение на должность обер-иеромонаха флота в финском городе Або. Как старший иеромонах флота он духовно руководил всем духовенством, служившим на кораблях.
2) Ответственная миссия.
В 1721 году Святейший Синод определил Иннокентия в Русскую духовную миссию в Пекине. 19 апреля 1721 года русский миссионер вместе с несколькими служителями церкви выехал из Петербурга, и только в марте 1722 года прибыл в Иркутск. Оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд. В письме с просьбой о разрешении на въезд владыка Иннокентий был назван «богдо» — то есть «великий», а у китайцев такое обращение было принято только к императору, и потому де двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно. Так дело о посылке в Китай святителя не могло быть приведено к желанному концу.
Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске на границе с Китаем, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и от неустройства гражданского управления в Сибири. Неоднократно он обращался в Синод, сообщая о своем бедственном положении: «Где мне главу приклонити и прочее жития моего время окончити…? Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад? И чем? — Без указа подвод не дадут. И куда? —Скитаюся бо со двора на двор и из дома в дом преходящи».
Не получая жалованья, святитель и его спутники питались подаяниями русских купцов. Единственной отрадой для святого Иннокентия были Богослужения в Селенгинском соборе и в храме Троицкого Селенгинского монастыря. Несмотря на тягостные условия жизни, святитель никогда не оставался в праздности: писал иконы, проповедовал Слово Божие жившим вокруг бурятам и монголам и просвещал их святым Крещением.
3) Служение в Иркутске.
В феврале 1725 года из Синода пришел указ, повелевавший святителю выехать из Селенгинска в Иркутск, где он поселился в Вознесенском монастыре. В августе 1727 года святитель получил указ о назначении его правящим епископом новой Иркутской епархии. Обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурятов, монголов, якутов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность — все это делало архипастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он подолгу не получал жалования и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства Вознесенского монастыря содержалась монголо-русская школа. Неустанные заботы святителя были обращены на подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.
Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его
многочисленные проповеди, пастырские послания, инструкции и предписания.
Немало чудес случалось уже при жизни св. Иннокентия.
Так, в 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году. По благословению святителя, с мая в церквях Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления,— говорил святитель,— должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено,— засуха прекратилась.
Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи. В епархии святителя насчитывалось 33 церкви и 4 монастыря.
Заповедуя инокам соблюдать монашеское правило, святитель сам строго выполнял его. Любил он уединяться для молитвы По ночам святитель читал творения святых отцов и часто, ночью, выходил из своей келлии, направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился на него со всех четырех сторон. В своей келейной жизни святой был прост, принимал участие в полевых работах.
Не отличаясь крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод святитель Иннокентий рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.
3. Явленные чудеса и прославление
Тело святителя, погребенное под алтарем Тихвинской церкви в Вознесенской обители, недолго оставалось под спудом. Около 1765 года по случаю перестройки храма гробницу с мощами святителя открыли. Гроб был совершенно цел, даже бархат, которым он был обит, не был поврежден сыростью. Святые мощи оказались совершенно нетленными и издавали благоухание.
В 1800 году донесли императору Павлу I о нетленности мощей святого Иннокентия и о чудесах, проистекавших от мощей угодника Божия. В том же году согласно с желанием государя Святейший Синод предписал произвести точное дознание по сему делу. Строгое исследование духовных и мирских лиц подтвердило сообщение. Было сделано донесение Святейшему Синоду, в котором высказывали и свое мнение: «Чтобы сего первого Иркутского епископа Иннокентия причесть к лику святителей, Церковью почитаемых и прославляемых; тело его нетленное, яко истинные мощи и достойные, чтобы для почитания народного были объявлены и открыты». Через два года Святейший Синод потребовал от Иркутского епископа новые сведения, касающиеся признания святости угодника Божия. Епископ ответил, что в
нетленном теле святителя за эти два года не произошло перемены, что усердие жителей увеличивается, что произошли новые исцеления и явления святителя.
После этого святитель Иннокентий причислен к лику святых, чтимых всею Русскою Церковью, и днем празднования его установлено 26 ноября (9 декабря). Определение было утверждено императором Александром I в 1804 году.
Много чудес проистекло от святых мощей славного угодника Божия. Упомянем только о некоторых.
В 1770 году проживавшая в Иркутске Пелагея Судейкина сильно заболела горячкой. Во время болезни ей было видение: больной представилось, будто она стоит в Тихвинской церкви, и святитель совершает утреню. Она просила благословения. Святитель вышел из алтаря, благословил, потом послал ей с светлым юношей частицу артоса; она вкусила и почувствовала себя здоровой. Желая возблагодарить своего целителя, Пелагея спросила, какую читать ему молитву? Святитель вторично вышел к ней, развернул свиток, в котором было написано: «Милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвало, безпомощных заступниче, отче наш, иерарше, моли Бога о нас!»
Пробудившись, Пелагея почувствовала себя совершенно здоровой и тотчас же встала.
Якутский купец Павел Лебедев сломал ногу. Его болезнь так усилилась, что он стал готовиться к смерти. В ночь на 1785 года в комнату, где лежал больной, вошел святитель с жезлом в руке и сказал: «Проси помощи у Иннокентия, что в Иркутске».
Лебедев проснулся, но потом опять погрузился в дремоту, не придавая особенного значения видению. Святитель опять явился и, укоряя болящего в неверии, ударил жезлом в пол. Лебедев, пробудившись, увидел на полу след удара. Он начал верить. Перед утром святитель в третий раз явился болящему, и ужасная боль сменяется легким зудом. Утром Лебедев уже мог ходить без костыля и поспешно направился к гробу своего целителя.
Летом 1783 году в Вознесенском монастыре произошел пожар. Была уже объята пламенем и деревянная Тихвинская церковь, под которой покоились мощи святого Иннокентия. Народ с ужасом ожидал, что святые мощи погибнут в огне, и просил у епископа разрешения вынести их из пещеры. Епископ на эту просьбу ответил: «Если покойный Иннокентий угодил Богу, то ради его нетленных мощей Всемогущий спасет и церковь».
И тотчас огонь начал ослабевать. Тихвинская церковь осталась целою, лишь с обгорелыми снаружи стенами.
Сейчас мощи святителя Иннокентия находятся в Знаменском храме г.Иркутска. И по сей день православные приходят и приезжают поклониться мощам святителя Иркутского, просят об исцелении, о помощи.
Практически во всех храмах Иркутска есть иконы с ликом святителя Иннокентия, ведь он кроме прочего считается покровителем и заступником Сибирского края (вместе со Святителем Софронием).
Таково было житие святого Иннокентия, таковы были его труды и подвиги, таково прославление его.
Мне бы хотелось воспитывать в себе те же качества, которые проявлял Иннокентий Иркутский: терпение, смирение, стойкость, умение стойко переносить испытания.
Дьячков Иннокентий 3 «А» класс МБОУ НШДС №13
Руководитель: Алексеенкова Елена Викторовна
учитель нач. классов МБОУ «НШДС №13»