Харлампиевские чтения: «Ты носишь имя христианина»

Православие – традиционная религия России. И наша семья является православной.

Религия — это связь между человеком и Богом: люди служат Богу (соблюдают определённые обряды, молятся, ожидая от Него помощи, совета, защиты), а Бог откликается на их молитвы. Исповедовать религию — значит признавать и соблюдать заповеди и правила, которые она проповедует (излагает). Главные религиозные представления записаны в священных текстах, которые, по убеждению верующих, продиктованы Самим Богом либо написаны Его избранниками — пророками и святыми людьми.

Религия оказывает огромное влияние на культуру любого народа, играет большую роль в его истории.

Сегодня в мире существует множество разнообразных религий. Каждая из них по- своему объясняет, как возник мир, и по-своему отвечает на вопросы, волнующие любого человека: зачем я появился на свет? Каким я должен быть, чтобы достойно прожить жизнь?

У каждого народа есть религия, особенно ему близкая. Её из поколения в поколение традиционно исповедует большинство его представителей. Такие религии называют традиционными. В России, наряду с исламом, буддизмом и иудаизмом, традиционной религией является православное христианство (православие). С давних пор его исповедуют русские, карелы, коми-пермяки, осетины, чуваши, якуты. Единство веры способствовало сплочению этих народов, установлению между ними прочных духовных связей.

Самой многочисленной религией в мире по количеству верующих людей считается христианство. Православие — одна из ветвей христианства. В России значительная часть населения исповедует православие. Православие (наряду с исламом, иудаизмом и буддизмом) — одна из традиционных религий России.

О человеческой душе

В Библии говорится, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. Это означает, что, помимо видимого тела, которое болеет, старится и в конце концов умирает, каждый человек имеет невидимую для глаз бессмертную душу. Вот как об этом сказано в Библии: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Душу нельзя увидеть или потрогать. Но сама душа чутко откликается на все влияния внешнего мира: она чувствует, радуется, обижается, её можно оскорбить или поранить.

Христиане верят, что если человек любит Бога и не делает зла людям, то после смерти его душа попадёт в Царствие Небесное и будет пребывать там, рядом с Иисусом Христом.

«В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в творца Вселенной».

К.Д. Ушинский

Таинство крещения

Крещение – это второе рождение человека. Первый раз ребеночек рождается от своих родителей, а второй раз в храме – от Духа Святого.

Для этого Таинства в храме есть специальное место, которое называется крестильня. В крестильне стоит купель – большая чаша. В некоторых храмах купель такая большая, что туда спускаются по ступенькам. Крещеный человек получил от Бога святое имя и Ангела-хранителя. Ангел-хранитель – это твой верный друг и защитник. Он всегда рядом с тобой: радуется, когда ты добрый и послушный, невидимо стоит рядом с тобой на молитве.

Когда совершается великое Таинство Крещения, то при нем присутствуют восприемники, то есть крестные мама и папа. Крестные очень любят своего крестника и всегда молятся за него.

До крещения младенцы лишены многих возможностей: им нельзя причащаться, праздновать День Ангела, которого у них пока попросту нет, за них нельзя молиться в Церкви – только дома. В любом случае, выбор сроков Крещения остается за родителями. Именно за родителями, а не бабушками-дедушками и прочими родственниками, друзьями и сочувствующими.

С верой в Бога человек никогда не чувствует себя одиноким. Конечно, трудные моменты и дни сомнений бывают в жизни каждого человека, но незримое присутствие ангела рядом дает людям силы проходить жизненные испытания. В массовой культуре ангелам иногда приписывают несвойственные им роли. Мы постараемся разобраться в том, кто такой Ангел-хранитель.

На Небе у каждого человека, принявшего Крещение, есть ангел-хранитель, который присматривает за ним, помогает ему справиться с властью греха и защищает. Ангела обычно изображают в тунике или белом хитоне.

Слова Ангел-хранитель (именно «хранитель») в Библии не встречается, но мы можем сделать вывод, что существуют ангелы, призванные именно в помощь человеку для его спасения.

В нашей душе постоянно идет борьба добра и зла, полем боя становимся мы сами, поэтому Господь дал нам Ангела-хранителя в союзники.

Конечно, ангелы не обладают той же властью и знанием, что Господь Бог, но к ним совершенно точно можно обращаться с молитвой в трудные моменты. Ангелу-хранителю молятся.

Молитва Ангелу-хранителю

Святый Ангел Божий, Хранитель мой, моли бога о мне!

Или:

Ангел Божий, Хранитель мой святой, на соблюдение мне от Бога с небес данный, прилежно молю тебя; ты меня просвети, и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави. И на путь спасения направи. Аминь.

Как и в любой молитве, нельзя возлагать все надежды на ангела или святого, которому мы молимся, потому что без воли человека изменить что-то в своей жизни, его усилий, может ничего не получиться, а «вера без дел мертва».

Считается, что мы на Страшном Суде встретимся с Ангелом-хранителем, который будет молить о прощении охраняемого им человека и останется с ним в вечной жизни, если человек будет прощен.

Многие ошибочно думают, что Ангел-хранитель – это святой, имя которого дается человеку при Крещении, но это — заблуждение, что подтверждает утреннее молитвенное правило — для Ангела-хранителя там есть отдельная молитва.

Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.

Данный нам Ангел-Хранитель – это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям.

Святой, Имя которого мы носим.

Имя» по-гречески — «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика. По словарю В.И. Даля мы узнали: «Имя — это слово, которым зовут, означают особь, личность». Имя – основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

После совершения Таинства крещения святой, имя которого выбрано ребенку или крещаемому взрослому, становится его небесным покровителем.

«Святые, — писал преподобный Силуан Афонский, — в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Имя, данное человеку при крещении, уже не меняется кроме немногих, очень редких случаев, как например, при пострижении в монашество. С именем, данным человеку при крещении, человек остается во всей дальнейшей жизни, с ним переходит на тот свет; имя его, после его смерти повторяется Церковью, когда возносятся молитвы, о упокоении его души.

При крещении Мне было дано Имя Ксения. Во время записи на крещение женщина, работающая в свечной лавке и ведущая запись на этот день, сказала, что имени Маргарита в православии нет. Святая Ксения Петербургская очень нравилась моей маме, поэтому меня окрестили Ксенией. Эта святая запала в душу своей простотой и отзывчивостью. Не каждый человек способен на подвиг юродства из любви к даже самому родному и дорогому человеку. Каждому человеку при потере близкого жаль себя, так как он не знает, как ему жить дальше, он чувствует себя осиротевшим и не думает каково умершему, куда он попадёт, и решиться на подвиг юродства ради того, чтоб Господь принял её мужа. Это

большой подвиг, и на него готовы очень мало людей. Она стойко переносила все лишения и трудности, никогда не жаловалась и оставалась добра к людям. Ничего не прося для себя.

Святая Ксения Петербуржская (Петербургская)

Родилась Ксения где-то между 1719 и 1730 годами. Она вышла замуж за певчего придворного хора в Петербурге, Андрея Федоровича Петрова, но недолго молодые прожили вместе – муж ее неожиданно умер. Очень горевала Ксения, и смущало ее, что муж умер так неожиданно, не подготовившись к смерти. Это и толкнуло ее на то, чтобы взять на себя подвиг юродства.

Кто такие юродивые? Это не больные, не ненормальные, хотя они ведут себя так, что многие принимают их за сумасшедших. Юродивые – это святые, которые нарочно скрывают свою святость под видом неразумности. Только очень хорошие и простые люди угадывают в странных действиях и словах юродивых глубокий смысл. Таким юродивым был Василий Блаженный при Иоанне Грозном, который обличал жестокость царя и которого сам царь Грозный не смел казнить. Такой юродивой стала и блаженная Ксения.

Ксения Григорьевна стала называть себя «Андрей Федорович» и не отвечала, если ее называли иначе. Целыми днями она бродила по улицам той части Петербурга, где жили бедные люди. Сначала она ходила в одежде мужа, а потом стала одеваться в лохмотья, не гревшие ее, но всегда яркие: красную юбку и зеленую кофту, или зеленую юбку и красную кофту. Она не просила милостыни, а если ей давали копейки, сейчас же отдавала их другим бедным. Иногда она заходила к своим знакомым, обедала у них, иногда предупреждала о чем-нибудь, но всегда в такой форме, что не сразу можно было догадаться, о чем она говорит. Она очень любила маленьких детей, и матери замечали, что если она приласкает или погладит по головке больного ребенка, он быстро выздоравливает. Ксения не обижалась, когда дети смеялись над ее странностями, но когда однажды мальчишки стали бросать в нее камнями и грязью, она страшно рассердилась и бросилась за ними, грозя им палкой. Видно, этим мальчишкам был нужен страх, а не ласка.

Никто не знал, где блаженная Ксения проводит ночи. Однажды рабочие, строившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище, заметили, что за ночь кто-то приносит на верх строящейся церкви целые груды кирпича в помощь им. Они подсторожили этого неутомимого работника, и оказалось, что это была Ксения. В другое же время она уходила на ночь в поле и там, стоя на коленях, молилась до самого восхода солнца.

Есть святые, которые оставили нам чудные слова и поучения, есть святые мученики, пострадавшие за веру, есть святые богословы, есть великие составители молитв и богослужений, есть отшельники, проводившие всю жизнь в пустыне. Не такой святой была блаженная Ксения. Она была простой, смиренной женщиной и помогала людям в их самых простых нуждах. Еще при жизни, ее окружающие замечали, что если им удается чем-нибудь помочь блаженной Ксении, угостить ее, убедить ее принять что-нибудь, все у них в этот день идет особенно хорошо.

В 1988 году Собор Русской Православной Церкви постановил причислить блаженную Ксению к лику святых. Чаще всего люди обращаются к ней за помощью в своих самых обычных нуждах – просят помочь найти работу во время безработицы, выдержать трудный экзамен, справиться с бедностью, начать лучше учиться, облегчить в болезни. И всем помогает блаженная Ксения.

Во многих российских городах и селах возведены храмы и часовни в честь этой святой. Самой известной из них является часовня на Смоленском кладбище в Петербурге, возведенная на месте могилы Ксении.

Паломничество сюда началось вскоре после ее кончины и продолжается по сей день. Тропа сюда не зарастает, а стены часовни за много лет стали гладкими, поскольку огромное число прихожан ежедневно прикладываются к ним.

Верующие, которые приезжают сюда, оставляют записки в специальных местах. Людская молва гласит: блаженная Ксения Петербургская помогает каждому, кто желает этого всем сердцем.

Те, кто отправляется сюда впервые, интересуются, как правильно писать записки Ксении Петербургской. Каких-либо требований относительно типа и размера бумаги, а также чернил, стиля изложения и почерка нет. Но хотя определенных правил не существует, все же имеются некоторые рекомендации, о которых мы расскажем.

Как написать записку Ксении Петербургской?

Начните записку с обращения к ней: например: «блаженная странница Ксения», «Ксения всеблаженная», Святая блаженная Ксения Петербургская», «Пресвятая Ксения Петербургская», «Святая блаженная мати Ксения», «Святая матушка Ксения» или «О святая угодница Божия блаженная Ксения».

В записке Ксении Петербургской изложите свою просьбу – пишите так, как подсказывает вам сердце. Однако стоит напомнить о том, что церковь советует просить лишь о том, что вам действительно насущно необходимо.

Можно написать то, о чем просите, своими словами – простым современным русским языком, но при этом лучше стараться соблюдать православные нормы и форму.

Можно просить в молитвословии к святой о даровании счастья не только вам, но и другим людям. При этом укажите имя того или тех, за кого будет возноситься молитвенное прошение. Приведем несколько примеров таких обращений.

По какому образцу лучше писать записку Ксении Петербургской?

«Пресвятая Ксения Петербургская, моли Господа о нас, рабах Божьих (пишете имена). Попроси Господа нашего благословить нашу семью на появление новой жизни, чтобы мы могли зачать, выносить, родить здорового ребенка и воспитать его. Величаем тебя, Святая Ксения Блаженная, и чтим память Твою, ты моли за нас Христа Бога нашего. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Как оставить записку.

Записки отдаются на свечную лавку, после чего передаются в алтарь. Попросите святую о здравии, помолившись перед её иконой, перечисляя имена. В часовне, можно заказать молебен и поставьте свечи к иконе.

Не забудьте взять с собой в поездку хлеб и печенье, конфеты или другое лакомство. Покрошите птицам хлеб, раздайте нищим сладости или оставьте их у стены.

Если у вас нет возможности побывать на могиле святой Ксении в Петербурге, вы можете отнести вашу записку в другой храм или часовню, освященную в честь блаженной праведницы. Дни памяти Ксении отмечаются 6 июня и 6 февраля каждого года. Верующие говорят, что в эти даты молитвы имеют большую силу.

Молитесь за себя и за всех близких! Верьте, что Ксения Блаженная обязательно вас услышит и поможет вам. Просите о помощи, поддержке, заступничестве и покровительстве. Просите с верой и будете услышаны!

Очень много записок на могилу Святой Блаженной Ксении несли во время Великой Отечественной Войны. Позднее на том месте была построена Часовня.

Часовня – совсем маленькая постройка с одним куполом, нет алтаря. В некоторых часовнях, например, в Часовне святой Ксении на Смоленском кладбище ведутся службы в течение всего дня через 15-20 минут.

Заключение

С сотворения мира прошло много столетий, и жизнь человека очень изменилась, особенно изменились условия, в которых живёт человек. Но как бы далеко не ушёл прогресс, вера в Бога остаётся с человеком. Веря в Него, человек чувствует себя не одиноким. К Богу может обратиться любой: для Него нет сословных и расовых различий, а святые и ангелы приближают нас к Нему. Но невозможно получить помощь от того, в кого ты не веришь. Каждый решает сам: верует он или отрицает. Но верующий человек не может ожидать решения всех своих проблем от святых и господа, прежде всего он должен приложить усилия сам.

Выполнила: ученица 4 В класса МБОУ «Белая СОШ» п. Средний

Каплун Маргарита

Руководитель проекта: учитель начальных классов

Храмова Елена Сергеевна