«Кому Церковь не мать – тому Бог не отец» или зачем ходить в Церковь

«Кому Церковь не мать – тому Бог не отец»

Свщ. Киприан Карфагенский.

 

Сегодня нередко можно услышать фразу: «Зачем ходить в Церковь? У меня Бог в сердце!» или «У меня Бог в душе», но как правило так говорят люди совсем далекие от Церкви.

В нашем современном мире понятие Церкви, ее сущности и законов для многих людей, в частности крещенных, довольно таки размыты и не понятны. Многие люди считают, что все веры равны, все церкви спасительны, забывая о том, что Церковь Христова одна единственная и имеет свои границы и Таинства.

Как же получается —  «Бог в душе», а мы продолжаем грешить и жить совсем не по Его закону, элементарно нарушая каждую неделю одну из основных заповедей Божиих «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

За нарушение этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь, как за убийство. В Новом Завете большим праздником стало воскресенье, потому что Христос, восстав из мертвых, освятил этот день. По церковным правилам нарушитель этой заповеди подпадает отлучению. Согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения».

Если христианин, пусть и не оставляя личной молитвы, по своей воле удаляется от храмового богослужения, то, согласно святым отцам Церкви, это является показателем духовного нездоровья. О каком же Боге в сердце можно тогда говорить? Чем реже мы ходим в церковь и участвуем в церковных Таинствах, тем менее мы слышим голос Бога в своем сердце. Церковь нужна, потому что Богом так задумано, бытие человеческое реализуется не только в измерении личного общения человека и Бога, но и в измерении общения, в том числе духовного, с другими людьми в совместной молитве и Таинствах.

Вряд ли Господь Бог стал бы давать нам нелепые повеления, да и церковные правила написаны вовсе не для того, чтобы мучить людей.

Церковь – это Тело Христово, Богочеловеческий живой организм, мистическим, непостижимым для человека образом объединенное сообщество людей и Бога, Глава Которого – Иисус Христос. Вхождение во внутреннюю жизнь Бога, участие в Его Божественной славе, Обожение – это должно быть целью каждого православного человека, и эту возможность нам дает Церковь Христова. «Бог есть любовь и пребывающий в любви – в Боге пребывает, и Бог в нем» (1Ин. 4:16)

А мы говорим, что у нас Бог в душе, но при этом не можем выполнить Его заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40) Мы не ходим в Церковь, не молимся в совместной молитве, забывая слова Самого Христа: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).

Братья и сестры, участие в богослужении является для христианина не тяжкой повинностью, не суровым наказанием или изощренной пыткой, а природным и жизненно необходимым устремлением к Богу.  И как в семье невозможно быть полноценным ее участником, если все время живете в отрыве от всех ее членов – не будучи с женой, не воспитывая своих детей, не заботясь о родителях, так и в Церкви человек не может быть, не проявляя свое участие и причастность к ней.

«Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева» свщ. Киприан Карфагенский.