ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. ЧТО ЭТОТ ПРАЗДНИК ЗНАЧИТ ДЛЯ НАС?
27 сентября Церковь празднует великий двунадесятый праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это единственный двунадесятый праздник, отстоящий по времени от исторического новозаветного периода, в который проходила земная жизнь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чуть более чем на два столетия. Вышеупомянутый двунадесятый праздник связан с событием, произошедшим гораздо позже – в 326 году, когда с Божьей помощью трудами святой равноапостольной царицы Елены при содействии священномученика Кириака был обретен Крест, на котором распяли Господа. А Патриарх Иерусалимский Макарий воздвиг Древо Креста над народом (отсюда и название праздника). Так произошло всемирное Воздвижение и прославление Честного и Животворящего Креста Господня. В честь страстей Христовых в этот день Церковь установила однодневный строгий пост. Разрешена растительная пища с елеем.
Мы же с Божьей помощью немножко порассуждаем о празднике и попытаемся прикоснуться к великой тайне Креста, к великой и спасительной тайне Искупительного Подвига Сына Божия…
Несколько столетий до обретения Древа и иудеи, и римляне пытались различными способами уничтожить христианство и саму память о Кресте как орудии спасения нашего. В то время христианство всегда находилось между молотом иудействующих и наковальней римских язычников. Но Бог провел верных Своих сквозь огонь и воду и извел еси в покой (см. псалом 65, ст. 12).
Враги христианства подкупали стражу, чтобы воины, сторожившие Гроб Господень, после Воскресения Христова лжесвидетельствовали о том, что Тело Спасителя выкрали ученики, гнали и убивали апостолов, их учеников, замучили десятки тысяч православных христиан. Над пещерой, где находился Честной Животворящий Крест Господень, построили языческий храм, чтобы надругаться над святыней и скрыть ее место пребывания.
Но как Воскресение Христово нельзя было удержать врагам, точно так же и прославление Креста Господнего невозможно было сокрыть. В свое время Крест явился человечеству и был воздвигнут над миром навсегда, на веки вечные. Господь с помощью Креста освятил и благословил мир и продолжает его защищать и оберегать. Крест Христов был назван Церковью Животворящим, потому что на Его Древо пролилась Кровь Богочеловека и даровала миру жизнь и спасение. И с того времени Крест Христов сияет всем и призывает всех к себе.
В Святом Евангелии есть такие слова: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34, 35). Этот призыв Господа звучит для нас и теперь. Да, онтологически, исторически, духовно Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа совершился. Но теперь Спаситель и нас призывает войти в этот подвиг, сораспяться Ему, чтобы вместе с Ним и воскреснуть. Его жизнь – это и наша жизнь тоже. Недаром в Евангелии сказано, что Христос несет Крест не один, в какой-то момент некий Симон Киринеянин помогает Ему нести Древо. Господь открывает человеку возможность СОВМЕСТНОГО крестоношения для спасения человека. Он призывает нас понести вместе с ним Крест.
Но человек плотяной, земной, быть может, спросит: зачем мне мучиться, зачем нести крест и идти на «голгофу»? Ответить ему хочется так: дорогой мой, «голгофа» у тебя все равно будет, хочешь ты её или нет. Что такое «голгофа»? Это смерть. Разве ты не умрешь? Разве ты не будешь распят на своем кресте рака, аварии, инсульта, инфаркта, огнестрельного ранения и пр.? У тебя будет свой крест.
Но вопрос в том, ради чего ты будешь мучиться? Ради ада? Или ради рая? К чему ты подготовишь себя? К непрестанным чревоугодническим пирам Ирода? К веревке и рассевшемуся чреву Иуды? К страху перед властью и малодушием Пилата? К яростной ненависти книжников и фарисеев, приведшей к полному разрушению Иерусалима во второй половине I века?
Или к тому, чтобы Бог вошел в тебя, и просветил тебя, и ввел в вечное блаженство?
Господь зовет тебя на Голгофу. Иди за ним след в след. И войдешь в Воскресение…
священник Андрей Чиженко