30 ноября день памяти Святителя Григория чудотворца, епископа Неокесарийского

На пути к священству

Григорий Неокесарийский (Чудотворец) происходил из знаменитой, обеспеченной семьи; являлся потомком греческих поселенцев.

Точная дата его рождения неизвестна. Считается, что он появился на свет около 213 года, в Неокесарии Понтийской. Согласно преданию, первоначально он именовался Феодором, а имя Григорий, вероятно, получил при Крещении.

Отец Феодора, далёкий от православного мировоззрения, воспитывал сына, как язычник язычника. Будучи человеком не бедным, он стремился дать ему хорошее светское образование. Между тем, в четырнадцатилетнем возрасте Феодор лишился отца, и многое в предполагавшейся карьере стало зависеть от его близких и от него самого, но главное, от Премудрого Бога.

Какое-то время Феодор учился в школе грамматика, потом – в школе ритора, затем погрузился в юриспруденцию; готовясь стать адвокатом, изучал законы и право, и, конечно, использовавшийся в то время язык законов – латинский. Желая познать основы римского права, он предполагал было отправиться в Рим. Но по Промыслу Божьему его жизнь сложилась не так, как когда-то задумывал он и язычник-отец.

Сопроводив в Кесарию сестру, муж которой получил от властей должность советника при наместнике Палестины, Феодор, прибывший туда вместе со своим братом, Афинодором, имел возможность продолжить образование в Берите, где в то время располагалась известная в регионе юридическая школа.

Но здесь произошло то, о чём никто из близких даже и не предполагал. В тот период в Кесарии Палестинской действовала богословская школа, организованная стараниями знаменитого христианского учителя Оригена. Освоившись по прибытии, Феодор вместе с братом, то ли целенаправленно, то ли из любопытства, захотел услышать проповеди Оригена.

Вскоре состоялась их встреча (есть мнение, что этому поспособствовал епископ Фирмилиан). Встреча переросла в личное знакомство, которое повлияло на судьбу Феодора самым решительным образом. Феодор, услышав пылкие, красноречивые наставления, проникся к Оригену симпатией и уважением, а Ориген, в свою очередь, предложил взять его к себе в ученики. За Феодором последовал и его брат, Афинодор.

Поначалу Ориген учил Феодора обнаруживать и собирать семена истины, содержащиеся в философских системах, и вообще приобщил его к любомудрию. Затем он последовательно раскрыл ему смысл Книг Священного Писания, научил доверять Сверхъестественному Откровению и христианскому учению.

По завершении обучения у Оригена, длившегося, как полагают, не менее пяти лет, Феодор с радостью принял Крещение, публично почтил своего наставника добрым словом и вместе с братом вернулся в родные края.

Вскоре (Феодор) Григорий получил от Оригена послание, в котором тот настоятельно призывал его направить свои способности, силы и знания на спасение собственной души и на пользу Церкви.

Пастырское служение

Обретя в христианстве надёжные нравственные ориентиры, Григорий, по примеру многих великих подвижников, решил уединиться от суеты мира и посвятить свою жизнь служению Тому, Кто Сам в Себе есть Истинная Жизнь.

Приблизительно в 245 году епископ Амасийский Федим рукоположил его во епископа Неокесарийского. Поначалу Григорий, по смиренному осознанию собственной недостойности, наотрез отказался принять столь высокое звание и достоинство.

В знак несогласия и нежелания занимать епископскую кафедру, Григорий удалился, но Федим против его несогласия заручился согласием Божьим. Правильно понимая, что Господь равно видит его и Григория, Федим, помолившись, наложил на Григория слово вместо руки и назначил ему в управление город.

Узнав о случившимся, и, вероятно, почувствовав благодатное озарение, Григорий, конечно же, изумился. Противостоять такому неординарному назначению он не мог, ведь одно дело – возражать Амасийскому епископу, и совсем другое – Господу епископа. После того как Григорий дал своё согласие, его посвятили в архиерея в соответствии с каноном.

Осуществляя служение, епископ Григорий пользовался у своей паствы чрезвычайно глубоким уважением и авторитетом. Между тем, сила его слова и личного примера оказывала колоссальное воздействие не только на верующих, но и на язычников. Об этом красноречиво свидетельствует зафиксированный в предании факт: к моменту начала его архиерейского служения в городе находилось всего несколько верующих, а под конец, когда он искал, нет ли кого-нибудь ещё, кто бы нуждался в обращении к Искупителю, обнаружилось всего несколько заблудших.

Слава о Григории перешагнула далеко за границы округи. Жившие позже него святые отцы по праву именовали его Великим, Знаменитым. Как следует из утвердившегося в V веке дополнения к его имени, «Чудотворец», за святость жизни он был удостоен от Бога и дара чудотворений.

Во время гонения на христианство при Декии святитель Григорий, проявляя благоразумную осторожность, скрывался от язычников вместе со своей паствой в окрестных горах. И Бог хранил его. После прекращения гонения святитель инициировал распространение практики празднований в честь мучеников за Христа.

В 264 году епископ Григорий принял участие в Антиохийском Поместном Соборе, созванном против еретика Павла Самосатского, ложно учившего о Пресвятой Троице и отрицавшего Божественное достоинство Иисуса Христа.

Точная дата смерти Григория Чудотворца нам не известна. Полагают, что он почил о Господе в период между 270 и 275 годами.

Творческое наследие

Несмотря на богатую проповедническую деятельность святого Григория, количество дошедших до нас письменных поучений (достоверность которых не подвергается сомнению) не велико.

Среди них особое место занимает обозначаемый его именем Символ (Символ веры Григория Чудотворца, см.: Изложение веры).

Существует предание, что текст этого краткого изложения догматов веры Григорий получил прежде возведения на Неокесарийскую кафедру. Однажды, когда он пребывал в молитве и богомыслии в безлюдной пустыне, к нему подошли два необычных человека: благообразный старец и светоносная Жена. По слову Жены, её спутник и преподал Григорию Символ, который, впоследствии, он внедрил в Неокесарийской общине. Под явившейся Женой издревле разумеется Богородица, а под старцем – Евангелист Иоанн Богослов.

Этот символ с ранних времен почитался Церковью как одно из лучших изложений догматов веры.

Среди прочих творений уместно назвать: Благодарственная речь Оригену, К Татиану краткое слово о душе, К Филагрию о единосущии, К Феопомпу о возможности и невозможности страдания для Бога, Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Неокесарийскаго 262 г., Подробное изложение веры, Переложение Екклезиаста.

Молитва святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Григо́рие! Предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́том единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, помози́ во бране́х оте́честву на́шему, и покори́ вся проти́вныя нам враги́, ми́рное и безмяте́жное жи́тельство на́ше устро́й: благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́: мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́: град сей и вся гра́ды на́ши и страны́ до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ нам умоли́: мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, плене́нныя возврати́, немощству́ющия исцели́, и везде́ те́пле призыва́ющия тя и с ве́рою притека́ющия к тебе́ и усе́рдно припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́. Моли́ о нас всеще́драго и человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.