Рождественские Царские часы

Сегодня в нашем храме прошла одна из самых редких служб в году «Царские часы». Такие службы совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, на этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и Евангелия, строго приуроченное ко времени и обстоятельствам и изображающее смысл, и значение воспоминаемых событий. Составил службу часов Рождества Христова и Богоявления св. Софроний, патриарх Иерусалимский.

Царские часы совершаются при открытых Царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, знаменуя, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами Богомладенцу Христу. Читаемые на Царских часах псалмы содержат пророчества о грядущем рождении Спасителе, о Церкви, о вечном Царстве Христовом, о Деве Рождающей — “Написовашеся иногда со старцем Иосифом,  яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,  чревоносящи безсеменное Рождение.  Наста же время Рождества,  и место ни единоже бе обиталищу,  но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся.  Христос раждается прежде падший воскресити образ”.

На службе Царских часов ясно прослеживается постепенное вхождение Церкви в светлый праздник Рождества Христова.