“Праведный Иаков с Алеутских островов” – глава 4

Протоиерей Евгений Старцев

Мария Филатова

Праведный

Иаков

с Алеутских

островов

(Продолжение)

 

 

 

 

Глава 4. Уроки от Иннокентия (Вениаминова)

Владыка Иннокентий отлично понимал, что не всякий пастырь наделен талантом миссионерского служения. Поэтому таких как отец Иаков с Атки надо сохранять там, где он более всего нужен – на Аляске.

 

 

Иннокентий (Вениаминов) – первый православный епископ Северной Америки (15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского). В 1843, 1840 и 1850 годах совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукотку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.

 

 

 

 

…В мае 1842 года сорокапятилетний владыка Иннокентий на галиоте «Мореход» вышел из гавани столицы Русской Америки Ново-Архангельска, направляясь к острову Кадьяк и далее к Алеутам, в планах было посещение Камчатки и Охотска.

Иаков Нецветов ждал владыку на острове Атка, чтобы присоединиться и следовать далее вместе.

Утром 13 июля судно, на котором путешествовал епископ Иннокентий, бросило якорь в атхинской гавани. Владыка обычно был очень строг к священникам. В приходах приходилось бывать нечасто, поэтому он тщательно проверял расходные книги, учётные записи, метеорологические дневники, которые тоже должен был писать священник, беседовал с прихожанами и учащимися школ. Нецветовым остался доволен и через неделю во время Божественной литургии пожаловал иерею Иакову первую церковную награду – набедренник (четырехугольный плат, привешиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре, означающий меч духовный).

 

 

 

Набедренник. XIX век. «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела». Пс. 44:4

 

 

 

 

 

Об атхинской церкви и её настоятеле отце Иакове владыка Иннокентий записал в путевом дневнике: «Нынешний храм есть первый от основания здесь церкви, а до него была небольшая часовня; священник нынешний тоже первый. Причта здесь находится: священник и два церковнослужителя, все из здешних уроженцев.

…Грамотных не менее 4-й части всех жителей, разумеется, не считая младенцев (в Уналашке же не более 5-й); впрочем, то же усердие к вере, та же набожность и тот же характер, и те же добродетели, что и в Уналашкинцах. Усердием же к слышанию слова Божия и к посещению церкви они также превосходят Уналашкинцев, но это потому, что они имеют более побуждением к тому; ибо они почти в каждое богослужение слышат что-нибудь на своём природном языке, и священник, (не говоря уже о его ревности) уроженец здешний, всегда имеет возможность удовлетворять их желанию, слышат слово Божие, и потому очень нередко случается, что он в беседах с ними у себя в доме проводит почти целые зимние ночи.

Причт здешний, почти во всех отношениях, может быть поставляем в добрый пример, особливо священник (вдовый); ревностен и деятелен до истощения сил, жизни строгой и благочестивой, скромен, добр и благотворителен. Кроме весьма многих кратких устных поучений и наставлений, он говорит Алеутам и Русским составленные им проповеди, написанные просто и с чувством.

Раскольников и нерадящих об исполнении христианского долга совершенно нет ни одного.

По делам церкви найдена совершенная исправность: метрики и росписи целы; ризница и прочее содержится в чистоте и в приличных местах. Приходорасходные книги исправны и чисты.

Священник в здешней церкви учит закону Божию нескольких мальчиков.

Здесь так, как и в предыдущих церквах, сказано священнику учить всех детей обязанностям их в дни, какие он найдет удобными, и, кроме того, поручено священнику перевести на Алеутский язык Послание к Ефесянам, для чтения в церкви, и составить Алеутский молитвенник для богослужения в местах, отдалённых от церкви.

Священника здешнего, как благонадежнейшего, я имею намерение перевести в Кадьяк или в Кенаи, где необходимы люди самые благонамеренные и благонадёжные…»                                         

И сам Иннокентий горячо и понятно говорил в Николаевской церкви острова Атка проповеди о христианской жизни, о почтении к Господу нашему Иисусу Христу, о любви Бога-Отца и значимости Духа Святаго. Не шелохнувшись, слушали алеуты своего владыку. В скором времени проповеди были переведены на алеутский язык. И Нецветов потом регулярно читал их после Божественной литургии.

После посещения Алеутских островов владыка с небольшой свитой – протоиереем Иаковым Нецветовым, иеродьяконом Николаем (Милитовым) и певчими – на скромном одномачтовом судне Российско-Американской компании отправился на Камчатку – к Петропавловску. В те времена это было небольшое селение, расположенное в одной из самых больших и лучших гаваней в мире.

П. Н. Михайлов. Вид Петропавловской гавани с Сигнального мыса

Благочинный камчатских церквей протоиерей Прокопий Громов рассказывал (Иркутские епархиальные ведомости, 1879 год, №25): «С нетерпением насельники Петропавловского порта ждали 22 августа – дня, в который будет совершено небывалое, невиданное служение архиерейское…

В литургии сослужили преосвященному два протоиерея – я и Нецветов, два священника, за протодиакона – привезённый преосвященным протодиакон Николай и наш соборный диакон.

Величественная наружность и прочувствованное служение преосвященного Иннокентия, твёрдым и ясным голосом произносимые им молитвы, наконец стройное пение небольшого хора певчих – производило на предстоявших такое же впечатление, под каким были в Царьграде послы Владимира, при патриаршем служении».

 

Собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Был впервые построен и освящен в 1826 году.

 

 

Владыка Иннокентий решил пробыть в Петропавловске до наступления зимних холодов – иначе путешествие по суше было невозможно из-за бездорожья. А время ожидания использовать для устройства церковных дел Камчатского благочиния.

Петропавловская гавань Камчатки. Литография по рисунку Жакобе. XIX в. (ГИМ)

«С пребыванием здесь преосвященного в Петропавловском порте была новая жизнь. В каждый праздничный день архиерейское служение, удовольствие видеть в Камчатке преосвященного, прогуливающегося по облегающим порт горам и перешейкам, посещение им во всей простоте жителей порта без различия званий, его весёлый нрав, его или назидательный, в нравственном отношении, разговор, или замечательные для жизни практические уроки, – все это до того привязывало к нему обитателей Петропавловска, что они говорили и чувствовали, что с отъездом Иннокентия пустыня наша опять превратится в пустыню», – опять мы обращаемся к воспоминаниям Прокопия Громова.

Иннокентий Вениаминов преподал своим любезным соотечественникам серьёзный урок ещё и тем именно, что взял в свою свиту священника-креола. Креолы, конечно, могли строить или водить корабли, составлять атласы, но вот чтобы руководить духовной жизнью россиянина – к этому надо было привыкать. «Что простят русскому, того не простят креолу», – это суждение было в ходу во всех отраслях деятельности. В ту пору в Петропавловском приходе состояло тогда 852 человека – большей частью заезжие из России чиновники и служащие, а камчадалов 80 человек. Под мудрым покровительством епископа Иннокентия каждому из них было легче смириться с тем, что в алтаре служил священник-креол, а самому отцу Иакову ещё раз убедиться в том, что благодать Божия о Христе Иисусе всех объединяет, и из всех составляет единое тело.

Хижины камчадалов. XVIII век. Камчадалы — устаревшее русское название ительменов (коренного населения Камчатки). Особого внимания заслуживает способность ительменов делать все без железных инструментов: строить, рубить, долбить, резать, шить, добывать огонь и варить пищу в деревянной посуде. С середины XVII в. ительмены приняли христианство.

Понятно, что уважение, которое питал к отцу Иакову владыка Иннокентий, поддерживалось всеми. Будь иначе, то несдобровать бы в присутствии остроумного и находчивого архиерея чванливому и высокомерному человеку.

Как пример, расскажем о следующем случае.  Между Духовным правлением и начальником Камчатки возникла переписка, в которой столоначальник правления наименован был служебным лицом. Начальник Камчатки возразил правлению, что столоначальник, не имеющий чина, не может быть назван лицом, так могут называться только люди чиновные. «Странная привилегия, – сказал владыка Иннокентий, – присвоенная только двум сословиям — чиновникам и ссыльнокаторжным!» И, взяв свод законов, прочитал статью из устава о ссыльных, в которой сказано: «…Издержки на пересылку означенных лиц производятся по особым таксам». Лицо начальника Камчатки пошло пятнами, а подчинённые опустили головы, чтобы не были заметны их улыбки.

Камчадал на санках с упряжкой собак

Владыка Иннокентий, с детских лет познавший тяжелую нужду, всегда заботился о клире. На Камчатке он обратил внимание на необходимость изыскать средства к безбедному существованию духовенства: «Относительно петропавловского духовенства, всех кого можно, в том числе и учеников духовного училища, как только установится дорога, разослать по тем местам, где достаточно рыбы, а оставшимся отдать часть провизии нашей, привезённой из Ситхи».

С интересом вся свита владыки наблюдала, как он в каждом селении с тщанием, не жалея времени, проверял церковные дела и обязательно давал наставления: «Сказано священнику: учить всех детей обязанностям их во время удобное. Сказано и прихожанам, чтобы они посылали детей своих, когда позовёт священник, и когда они придут от него, то спрашивали бы, чему он учил их».

И со свитой своей владыка был добр и разговорчив. Однажды за обедом иеродьякон Николай (Милитов) спросил:

 – Владыко, если Бог безмерно милосерд, то как же он лишит некоторых своего небесного царствия?

(Продолжение следует)