Открытие иконописной выставки в Художественном музее
Дорогие братья и сестры!
Спешим рассказать вам, что 22 сентября в главном здании Иркутского художественного музея состоялось открытие областной выставки современной иконописи «Под сводом храма». Было очень интересно. На мероприятии присутствовал митрополит Максимилиан. Владыка поприветствовал всех организаторов выставки и иконописцев, напомнил всем нам о том, что труд мастеров иконописцев резко отличается от труда художников живописцев и что икона имеет огромное значение в жизни православного христианина. Настоятель нашего храма протоиерей Евгений Старцев рассказал о том, как ведётся работа по возрождению иконописного стиля «Сибирское барокко» на нашем приходе.
На выставке в числе многих работ были и иконы мастеров нашего храма. Сейчас мы немного расскажем вам про каждую из них.
Первая икона — икона святителя Иннокентия, митрополита Московского. Она была написана в 2017 год. На вопрос: почему в это время написали икону? Елена и Алексей отвечают, что к круглой дате святого, 5 лет назад. Если вспомнить житие святителя Иннокентия, митрополита Московского, то становится ясно, что такая икона должна быть в каждом сибирском храме, ведь святой, изображенный на ней, был нашим земляком.
Вторая икона, представленная на областной выставке, — Благовещение Пресвятой Богородицы. Она была написана в 2020 году. Наши мастера вспоминают, что работа над этой иконой совпала с непростым временем — бушевал ковид, было по-настоящему страшно, икона даже писалась не в мастерской при храме, а в домашних условиях. Алексей и Елена рассказывают, что было непросто, к тому же образ писался к одноимённому празднику, важно было успеть. Одним словом, икона мудро оказалась связана с реальностью, принесённая Архангелом Благая весть о скором рождении Спасителя сквозь века вселяет в человека веру, надежду на спасение. Это икона во всех смыслах — икона счастья, радости.
Следующий образ — Святая Троица. Он был написан в 2017 году. Это переосмысление иконы Андрея Рублёва. Наши мастера, не изменяя композиции, поз ангелов, выражения взгляда, сумели написать неповторимую новую икону с элементами сибирского барокко. Что это значит? На самом деле, тема церковного барокко требует отдельного разговора, и мы обязательно вернёмся к нему. Пока только скажем, что наши мастера как раз и видят главной целью своей работы возродить такое направление иконописи, как сибирское барокко. Лучше ничего и быть не может. Ведь наш Михаило-Архангельский Харлампиевский храм построен в XVIII веке, с уверенностью можно предположить, что изначально в нём находились иконы, написанные именно в этом стиле.
Оказывается, в период правления царя Алексея Михайловича в Москве в Оружейной палате собирали лучших мастеров, в том числе иконописцев, со всей страны, там они проходили обучение, а потом разъезжались работать по всей России. Так иконописцы с русского севера, усовершенствовав свои навыки в столице, приехали и к нам в Иркутск. Да и люди, перебирающиеся в Сибирь из центральной России, везли с собой «барокко» в церковной живописи.
И ещё в Художественном музее сейчас выставлен триптих наших иконописцев. Триптих — это три иконы, имеющих глубокую смысловую связь, общую идею и потому объединенные. В композицию входят большая икона Богородицы «Блаженное чрево», образы преподобной Марии Египетской и праведного Алексея, человека Божьего. Необыкновенный выбор! Если вспомнить жития этих святых, то мы поймём, что основной в данном триптихе является идея сохранения чистоты и непорочности. Эти три образа написаны также с элементами сибирского барокко. Проявилось это, например, в так называемых золотых пробелах (линиях на одеянии святых), различных завитках, деталях, в особой «нарядности», стремлении «украшательства».
Безусловно, иконопись можно назвать искусством, но не стоит забывать, что прежде всего это служение, служение Богу, служение церковное и очень непростое. Именно об этом служении вскоре мы поговорим с иконописцами нашего храма, а пока сердечно советуем посетить иконописную выставку в Художественном музее. Храни Вас Господь!