Новая идея «Антиуроки»

Братья и сестры! Сегодня мы хотим поделиться с вами идеей. Да, не делом готовым, не тем, что уже случилось-получилось, а мыслью… Мыслью новой, сложной, ещё до конца не придуманной, может быть, вместе с вами и допридумаем…

У каждого из вас есть маленькие дети, внуки, племянники, братья, сестрёнки, друзья или просто маленькие знакомые. Ходят они в школу. Вас — родителя, бабушку, дедушку, тётю, дядю, старшего брата, сестру, друга или, может быть, вы — учитель? — не пугает, что школьная программа предлагает нашим детям мир, где Бог вынесен за скобки?

Возьмите в руки учебники с 1 по 11 класс. Учебники истории, биологии, обществознания, литературы, русского языка и окружающего мира. В лучшем случае, в них будет упоминание о православной культуре или не будет ничего, а в худшем — вы встретите кашу из языческих мифов и библейской истории… Страшно. Очень. Но как говорится: критикуешь — предлагай.

И мы предлагаем. Предлагаем вам идею антиуроков! Сразу оговоримся — это не враг привычной, родной, необходимой нам школы. Это её помощник! Ведь конечная цель школьного образования — вырастить хорошего, умного, образованного, культурно-развитого человека. Прекрасная цель. А главное — она так родна, и так понятна православным людям. Просто христианину недостаточно воспитывать своё чадо добрым, умным и культурным, для нас главная цель — привести ребёнка к Богу. Но что будет с бедным маленьким, если в школе ему будут предлагать «научную» картину мира, мир, в котором Бога нет, а дома говорить, о мире, где главный управитель — Господь. Тяжело будет школьнику.

Поэтому, нам кажется, что пора помочь маленьким и не очень ученикам (в старшей школе, проблема только обостряется) сформировать у себя в головке картину мира, в которой гармонично будут сочетаться достижения науки и техники, понятия об искусстве и обществе с простой чистой искренней детской верой в Бога. Как это сделать? Нужно написать альтернативные главы на некоторые темы школьных учебников и провести альтернативные уроки сначала с детьми нашей воскресной школы, а потом кто знает, может быть у нас будет больше слушателей.

Можно выделить примерный список предметов, с которыми придётся провести огромную работу — это окружающий мир в младшей школе, история, биология, обществознание в старшей школе, но можно также привести и общие положения, касающиеся всех школьных предметов. Например, необходимо создать вводные главы к каждой школьной «науке» для всех, начиная с 1 класса и заканчивая 11-м. Вступления, где будет кратко очерчен контекст, в котором ребёнку предстоит изучать данную дисциплину. Мы скажем школьнику: «Ты начинаешь изучать интереснейшую науку — Астрономию. Тебе предстоит ещё раз убедиться в том, как красиво и мудро устроен мир Богом», или мы обратимся к ребёнку на первых страницах учебника русского языка: «Язык — это великий дар Бога человеку, слово должно славить Господа, неразумно распоряжаться словом — грешить, береги язык своего народа — ведь на нём мы служим Литургию в храме».

Что касается основных положений, требующих христианского комментария, то это, прежде всего, вопросы о сотворении мира, человека, вопросы, касающиеся истории христианства, истории православия, отношений между мужчиной и женщиной, вопросы биоэтики, отношений человека с природой, искусствоведческие вопросы: что такое красота, культура, творчество, вопросы, связанные с патриотизмом, и, конечно, проблема интерпретации художественных текстов на уроках литературы.

Несколько слов стоит сказать в каждой книге, положить правильное христианское начало всякому учебному делу. Как вам, дорогие наши, такая мысль? Готовы ли мы с вами принять на себя этот труд и вместе сделать доброе, полезное нашим детям дело?