ЗНАЧЕНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА

Педагогика православная и светская

На сегодняшний день система образования в Российской Федерации строится по принципам светской педагогики. Согласно законодательству РФ, образование включает в себя процесс воспитания и обучения, является общественно значимым благом, представляет совокупность знаний, умений и навыков, так называемых «компетенций», ценностных установок и осуществляется в целях интеллектуального, духовно–нравственного, творческого и физического развития человека. Одновременно с этим, образование, нередко, воспринимают как способ удовлетворения «образовательных», духовных потребностей человека или как услугу.

Современная педагогика выносит за скобки ребёнка, как творение Божие, как личность, по определению устремлённую в Царствие Небесное, как существо, созданное по образу Божьему, как чудо, появившееся на свет по великому промыслу Божьему.

Иначе видит человека, ребёнка педагогика христианская, православная, иные цели и задачи формулирует для себя эта, пока ещё, возможно, недостаточно разработанная, наука. Полем деятельности православной педагогики сегодня являются в первую очередь воскресные школы.

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…» (Мф. 28:19). Воскресная школа – это средство, с помощью которого возможен разговор с ребёнком о Боге, знакомство его с Благой Вестью, введение его в Церковь Христову.

«Пустите детей приходить ко Мне…»

«…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Эти слова Священного Писания – постулат, основа православной педагогики. Что значит эта цитата из Евангелия?

Икона Спасителя «Благословение детей»

На иконе изображено евангельское событие: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк. 10:13 -16).

«Почему ученики препятствовали детям? Не из– за порочности детей, а потому что ненадлежащее было время. Они не хотели, чтобы от множества людей Господь утомился. Им Он сказал: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Ведь дети не знают порочности, не умеют воздавать злом за зло, поступать несправедливо; не знают вожделений, супружеских измен и грабежа; верят тому, что слышат; любят всем сердцем своих родителей…» – говорит, толкуя Священное Писание, Епифаний Латинский.

«Вот кому только легко достается Царство Небесное – невинным детям, если они, не испортившись от душетленного дыхания мира, перейдут в будущий век чистыми и простыми» – учил прав. Иоанн Кронштадтский.

Фундаментом традиционной российской педагогики всегда была православная вера. Российская педагогика была уже по определению православной, не было необходимости в указании её особой принадлежности.

Сегодня такая необходимость есть. Сегодня мы сталкиваемся в дошкольных, школе, средних, высших учебных заведениях с различного рода иностранными заимствованиями, на первый взгляд, просто тяжело приживающимися на русской национальной почве, а на самом деле нередко губительными для наших детей. Сегодня мы используем «реформированную» советскую систему образования, из которой, кажется, на зло самим себе, мы вычеркнули всё лучшее, а оставили поверхностный атеизм.

Но вернёмся к цитате из Евангелия от Матфея. Наша задача: «пустить», не мешать ребёнку прийти к Богу, дать ему такую возможность, «вооружить информацией», «вооружить» руководством ко спасению, самим Евангелием, привести и указать путь.

Педагогика как наука – это теория и практика воспитания и образования. Термин «педагогика» переводится с греческого языка как «детоводительство». Куда и кто ведёт чадо? Православный педагог, человек, которому Бог (не люди, именно Господь через родителей и священство) доверил живую детскую душу и благословил помочь ребёнку прийти в Царство Небесное, каждому своим особым путём, призван бережно развивать в ребёнка задатки – дары Божьи в способности и таланты для последующего служения человека во Славу Господа.

Но не стоит и забывать о том, что в Царство Божие предстоит входить ученику человеком, скорее всего, уже взрослым. Соответственно ещё одной задачей православной педагогики является подготовка ребёнка в настоящем к жизни земной по Закону Божьему, к жизни счастливой, трудной, полной вопросов, жизни, где чадо изо дня в день будет становиться перед выбором между добром и злом. Необходимо маленького человека научить быть человеком.

Обратимся к слову «образование». Ведь педагогика – это есть образование и воспитание. Корень данного слова «образ». Священное Писание говорит нам о том, что человек сотворён Богом по образу и подобию Своему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26– 27) или «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5:1– 2).

Образование – формирование у ребёнка желания стремиться к соответствию образу Божьему, содействовать спасению души ребёнка.

Епифаний Латинский говорит: «верят тому, что слышат; любят всем сердцем своих родителей…». Если продолжать эту мысль. В детстве ребёнок убеждён, что на свете есть Господь. «Тот не поймет ничего в материалах по детской религиозной психологии, кто не будет исходить из гипотезы, что интуиция смысла в мире, всю действительность чего мы сейчас видели в очерке умственной жизни ребенка, является началом и движущей силой религиозного сознания ребенка. Мир для ребенка не есть набор случайных и отдельных фактов, но он весь пронизан смысловыми лучами, исходящими из какой– то точки. Это есть прежде всего религиозное переживание – и притом основное. Что смысловая основа мира, источник светоносных излучений есть Существо, – Верховное и Благое, – это не требует доказательства для ребенка: необходимо лишь оформить то, что заключено в означенной интуиции» – пишет профессор В. Зеньковский в своей книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии».

Детская уверенность на уровне интуиции в существовании Бога неплохое начало. Взрослых, например, в период катехизации часто приходится в этом убеждать. О том, что Бог есть Троица, о Божественных энергиях, о Божьих именах рассказать ребёнку не так сложно, потому что он верит взрослому, верит Богу. Его сознание ещё не успели засорить натуралистической картиной окружающего мира.

Что говорит Ветхозаветное учение о воспитании? Необходимо начать с того, что ребёнок – дар Божий. «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей…» (Пс. 127:3). Стоит воспринимать как дар не только приход чада в мир, его рождение, но и возможность воспитывать, растить, обучать этот дар добру. Педагог воскресной школы сегодня тоже призван воспринимать каждого, приходящего к нему ребёнка, как особенный дар.

В период Ветхого Завета долгое время воспитанием и образованием детей занимались родители. Главная педагогическая установка для чада была простой, сохранившей свою актуальность и сегодня: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12).

Вся жизнь богоизбранного народа строилась в соответствии с Законом. Главной задачей было научить ребёнка Закону. Закону, прежде всего нравственному, данному Господом через Моисея и изложенному в десяти заповедях. Весь народ был призван «воспитываться» Синайским Законодательством, не составляли исключение и дети.

С точки зрения педагогики после Христа, воспитание в духе строгого Закона порождает определённые проблемы. Первая и основная проблема, не только и не столько педагогическая, сколько бытийная, это беззащитность человека и ребёнка перед этим Законом, неспособность его исполнить. По Ветхому Завету у человека есть лишь надежда, обещание, обетование о приходе Спасителя. Не каждый взрослый и тем более ребёнок способен трудиться, зная, что после земной жизни он неизбежно попадёт в ад.

Вторая проблема – боязнь нарушить, повредить образ Божий в себе и как следствие в своих детях. В самом по себе страхе Господнем нет проблемы. Сложность в том, что люди до прихода Христа не были знакомы с природой Бога, не имели возможности для познания самой этой природы. «Понимая, что человек несёт в себе образ Божий, ветхозаветная педагогика тем не менее не могла почерпнуть из Откровения почти ничего для религиозного богопознания и познания человека» – читаем мы у прот. Евгения Шестуна.

В Новом Завете у взрослых появляется христианский идеал для воспитания ребёнка – Иисус Христос.

Образование в православное педагогике – это восстановление целостности человека, предполагающее развитие всех его сил, всех сторон, приведение его к образу Христа.

Ребёнок и Бог. Встреча, в которой посредник взрослый

Опасно придавать исключительное и слишком глубокое значение личности педагога. «Общие цели, к которым стремится направить детскую душу педагог, не могут и не должны быть им «придуманы», не могут быть делом его вдохновения или произвола. Ни само дитя в своём ещё бедном сознании, ни педагог в его личном миросозерцании не обладают достаточными данными для решения вопроса и тех целях, какие должны быть поставлены воспитанию» – пишет проф. В. В. Зеньковский в «Проблемах воспитания в свете христианской антропологии».

Учитель не спасает ребёнка, он только призван организовать Встречу. Встречу ребёнка с Богом. «…ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Необходимость посредника, педагога сомнений не вызывает. Потому что человек не способен развиваться в одиночестве, не способен жить и в конечном итоге спасаться без другого. Жить подлинной жизнью – значит жить с другим, жить ради другого. Но не ради его греха, а ради его спасения и своего спасения. Любовь к себе – это мало, а любовь к Другому – достаточно. Любовь к многим другим – святость. Ибо жить подлинной жизнью – значит любить другого. Подлинная, настоящая жизнь и есть любовь. Жизнь начинается с любви к Богу и любви к  другому.

Какой педагог нам нужен? Прежде всего, глубоко церковный человек. Обращение современного педагога к обоснованию педагогики именно с религиозной, православной точки зрения является проблемой личного выбора человека. И если педагогическое образование, определённые навыки работы с детьми человек может приобретать постепенно, то устремлённость его души к Богу условие первостепенное, обязательное в полной мере и с самого начала работы с детьми. На первый взгляд, может показаться, что это просто. На самом деле, в нашей стране много искренне верующих людей, людей, которые могли бы стать достойным примером для ребёнка, людей, которые могли бы с добрым сердцем подойти к чаду.

Но этот выбор движения в стороны православной педагогики нередко оказывается затруднённым даже для лично религиозных педагогов. Проблема – принцип свободы и боязнь сотворить насилие над личностью ребёнка.

Рассматривая практику православного воспитания, нецерковные педагоги видят в ней авторитаризм и подавление личности ребёнка, лишение его свободы. Но проф. В. В Зеньковский пишет: «охрана свободы в развитии ребёнка вовсе не противоречит религиозному обоснованию педагогики, а наоборот только в нём и получает надлежащий свой смысл». Такую же мысль мы находим и у прот. Евгения Шестуна.

Как исследователи отвечают на критику светской атеистической педагогики? В православном воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе. При таком подходе задача воспитателя как раз помочь ребенку стать свободным. Свобода ребёнка и заключается в возможности им выбора стороны зла или добра. Чтобы выбирать нужно понимать сущность и того, и другого. Скрыть от чада последствия его того или иного выбора – это бесчестно, это жестоко. Современная педагогика, нередко, говоря о свободе ученика, ведёт себя безжалостно, не дав ребёнку систему координат, основу, на которую он мог бы крепко встать и по которой смог бы двигаться дальше, не даёт ему ту самую свободу выбора движения. Она только формулирует ребёнку набор теоретических противоречий во всём мире – противоречий между людьми, культурами, между наукой и религией. Разве можно назвать свободой краткие, бегущей строкой представленные, варианты, противоречащие друг другу? Или выбор пола – это свобода? Православная педагогика стремится к истине, из которой исходит подлинная свобода. «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Ведь человек обманутый свободным быть не может.

Таким образом, можно заключить, что преподаватель воскресной школы должен быть не просто сам глубоко церковным человеком, но и придерживаться принципов православной педагогики по отношению к своему ученику, понимать свободу ребёнка в контексте необходимости познакомить его с истиной.

Очень большая ответственность лежит на человеке, занимающемся с детьми в воскресной школе ведь: «…кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). «Соблазнить» же чистое сердце маленького ребёнка можно очень многим.

«Радость моя…», – слова преподобного Серафима Саровского – лучшие слова знакомства, слова встречи ребёнка и взрослого.

Жукова В. А.