Остановка съёмочной группы в Буддистском монастыре Манзушир. Брат ты мне 2

Остановка съёмочной группы в Буддистском монастыре Манзушир.
Китайский монастырь в степи Монголии. Что было после Чингисхана?

Вопреки расхожему мнению, по меркам Великой Степи, империя Чингисхана оказалась довольно устойчивой. Целых три поколения она сохраняла единство, продолжая расширять свои границы даже при внуках Потрясателя Вселенной.

Но соседом у них был Китай. Покорение Китая для монголов оказалось покорение их Китаем. Уже вполне очевидно, что именно монголы основали Пекин (тогда Ханбалык или Дайду), куда в 1271 году Хубилай, после 10 лет переездов, перенесет столицу из легендарного Карокорума – нынешнего Хархорина.
Это и стало началом конца: монголы объявили себя династией Юань.

Дальше окраины империи стали отделяться, а сама империя распадаться на куски, в Китае вспыхнуло восстание, по итогам которого в Пекине, в 1368 году воцарилась ханьская династия Мин.
Монголы снова ушли в свои степи, но теперь уже без столь могущественного вождя.

«Северная Юань», как официально называлась государство, скатилось в свой первородный хаос, с той разницей, что теперь племена назывались ханствами во главе с многочисленными потомками Чингизидов.

Хубилай принял новую религию – тибетский буддизм (ламаизм), дав тибетскому духовенству большие права в империи.

В 1269 году он принял новую тибетскую письменность, заменив уйгурскую (тюркскую). Хубилай привязал мировоззрение кочевников-тенгрианцев к буддийской цивилизации, что привело к постепенному разрушению идеологии кочевников великой степи, духовному и политическому кризису.

Но что в Тебризе, что в императорских кварталах Дайду буддизм оставался уделом тончайшей аристократической прослойки, и выбитые из Китая, монголы в большинстве своём вернулись к тенгрианству.

Буддистский монастырь Манзушир, где сделала остановку наша съемочная команда, основан в 1733 и разрушен в 1937–1938 гг. В прошлом один из самых влиятельных монастырей Монголии. Расположен в Центральном аймаке, примерно в 45 км от Улан-Батора, в 8 км от г. Зуунмод.

В феврале 1921 года Манзушир послужил убежищем для Богдо-гэгэна VIII после освобождения его из-под китайского ареста специальным отрядом ген. Р. Ф. Унгерн-Штернберга, победившего китайцев и восстановившего независимость Монголии.

Богдо-гэгэн присвоил своему спасителю ханский титул. На короткий период бывший подъесаул из полка Петра Врангеля стал вторым по значимости и влиянию человеком в Монголии.

Каким может видеться будущее Монголии с высоты статуи Чингисхана?

Статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге является крупнейшей конной статуей в мире. Она расположена в 54 км к юго-востоку от центра Улан-Батора в местности Цонжин-Болдог, которая административно входит в состав улан-баторского городского района Налай. По преданию, в этом месте Чингис нашел золотую плетку, ставшую впоследствии знаком его власти.

Высота статуи составляет 42 метра, она водружена на 12-метровый постамент. Чингисхан покрыт слоями нержавеющей стали, общий вес скульптуры — 250 тонн. К слову, американская статуя Свободы весит около 160 тонн. Открыли монумент в 2006 году.

Что такое для бурят и монголов сегодня Чингисхан?
Ностальгия. Тоска по метафорическому дому, которого больше нет. Взгляд, обращенный в прошлое.  Поиск идентичности в постсоветском духовном вакууме и экзистенциальной заброшенности, из которой каждый должен был искать свой выход.

В это время формируется культурный феномен, переселяясь из политического поля в культурный («Бурят-Монголия»), главным символом которого становится Чингисхан.

Но даст ли это ответы на вызовы сегодняшнего дня? Каким может видеться будущее Монголии с высоты статуи Чингисхана?

Дворец Богдо – Гэгэна VIII в Улан – Баторе

1 декабря 1911 г. Внешняя Монголия провозгласила независимость страны. Лидером монгольской буддийской сангхи и теократическим правителем свободных от цинов монгольских земель стал Богдо-гэгэн VIII (1869-1924).

Нгаванг Лосанг Чойкьи-ньима Тэнцзин Вангчук родился в знатной тибетской семье и рос во дворце Потала, резиденции Далай-ламы.
Его опознали в качестве перерождения Богдо-гэгэна VII (1847-1869). В возрасте 6 лет он прибыл в Ургу (ныне — Улан-Батор). Там его имя зазвучало уже по-монгольски коротко и ясно — Агваанлувсанчойжиннямданзанванчүг.

29 декабря 1911 г. он принял титул Богдо-хана, то есть стал первым и единственным ханом с тех пор, как монгольские территории были включены в состав Цинской империи.

В 1920 г. путешественник и литератор Антоний Фердинанд Оссендовский (1878-1945) находился в Урге вместе с бароном фон Унгерном (1885-1921).

В своих путевых заметках он писал:

«Автомобили, граммофоны, телефоны, хрусталь, фарфор, картины, духи, музыкальные инструменты, редкие звери и птицы — слоны, медведи с Гималаев, обезьяны, индийские змеи и попугаи, — все это в разное время находилось во дворце «Бога», но все это он поочередно оставлял и предавал забвению.

В Ургу прибывают паломники и приносят дары со всего ламаистского и буддийского мира. Хранитель драгоценностей дворца, почтенный Балма-Дорын, повел меня однажды в большой зал, где хранятся приношения верующих. Это единственный в своем роде музей драгоценностей. Там имеются редкостные вещи, совершенно неизвестные европейским музеям».

В 1912 году Урге было подписан договор, согласно которому Россия признала Внешнюю Монголию отдельной от Китая страной и установила над ней протекторат.

Директор картины — протоиерей Евгений Старцев, режиссер — Мария Филатова, оператор — Роман Васехин, монтажер — Дмитрий Халматов.

#ПФКИ #БратТыМне2