Святая Пятидесятница
19 июня, на пятидесятый день после Воскресения Христова, Церковь праздновала День Святой Троицы. По сложившейся доброй традиции, после торжественного богослужения, в конце которого впервые за долгое время читаются коленопреклонные молитвы, прихожане Михаило-Архангельского Харлампиевского храма вместе с настоятелем отцом Евгением Старцевым отправились в этнографический музей Тальцы, чтобы провести остаток дня в общении и радости. Праздник удался, несмотря на холодную погоду!
С проповедью после Божественной литургии к прихожанам в этот день обратился отец Евгений:
«Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
С Праздником, дорогие мои! Сегодня мы с вами слышали такие слова Христовы: «Создам новый народ Себе и новое сердце вложу ему». Иногда, когда читаешь на церковнославянском языке такие слова, сокрытые в них смыслы, кажется, ускользают от нашего внимания и сознания как людей, которые не привыкли слышать Слово Божие, не особо навыкли читать на старославянском.
Действительно, какой новый народ? Казалось бы, есть уже народ Израиля. Есть уже те, кто знает Закон, кто обетованную землю получили, и Храм Господень построили, и Второзаконие, написанное со слов Моисея, уже тщательно и ревностно соблюдают, даже убивая тех, кто против. И вот – новый народ, народ, который необходим Богу для Царствия Небесного. Наверное, миллионы людей во всём Ветхом Завете, помышлявшие об этой цели, не могли достичь её, потому что закрыты были врата в обещанную землю, новую землю. И вдруг Господь говорит, что вложит человеку сердце новое. Кажется, у всех есть сердце, и совесть есть? Но оно нужно новое. Какое новое, о чём речь? И когда только Сын Божий стал говорить, какими мы нужны в Царствии Небесном, стало вдруг понятно, что в ветхие мехи новое вино не нальётся. Если и нальется, то не поместится туда: порвутся мехи, эти кувшины кожаные, из которых мы с вами состоим, не выдержат ту Благодать, которая должна войти в сердце каждого из нас.
Когда же она входит? Если мы посмотрим в своё сердце, то увидим там много разных извивающихся пороков и проблем. Сердце наше весьма и весьма гаденькое, как правило. И страсти там гнездятся такие, которые от нас вряд ли могут оставить что-то благочестивое, если дать им развиться. Вот тут же Спаситель говорит, что всякий, уверовавший в Него, будет подобен источнику, из которого исходит вода в Жизнь вечную. Каждый, кто испиет этой воды, уже не будет алкать никогда.
Откуда вдруг человек станет новым? Уверовал? Хорошо. Но ведь, кажется, все веруют в Бога, знают, что Он есть. Но кто достоин стать новым человеком с новым сердцем, новым народом Израилевым? Не по принципу обрезания, жизни в районе Иерусалима и хождения в синагогу считающего себя верным. А где же остальные люди? Неужели нет для них места? Есть место. Это те, кого посещает Дух Святый. На кого Он снисходит, Он делает новым человеком. Каждый, кто крещён, имеет на себе Печать и снисхождение Божие Духом Святым, который вновь преображает уже, кажется, сформировавшегося человека, уже укоренившегося в грехе и даже часто не помышляющего о том, что грех этот надо вырвать из сердца, уже, кажется, склонившегося ко греху окончательно и неспособного расстаться с ним. Но приходит момент, когда человек говорит: «Нет, я так больше уже жить не могу. Я уже не вмещаю в себя два понятия – совести, живущей во мне как глас Божий, и гнетущего, а может быть, ставшего уже сладким, состояния греха».
Этот Дух Святый посетил и апостолов, которые, кажется, были слабы настолько, что страха ради иудейского запирались в комнатах, не желая видеть мир, не желая принимать никого, желая лишь одного в страхе своём – спастись от гибели. Проходит несколько дней и после того, как Дух Святый снисходит на них, они способны идти навстречу любому врагу! Они способны искать смерти для того, чтобы победить её.
Великая и славная Пятидесятница – праздник, когда мы чествуем Духа Святаго, Который должен нас с вами преобразить и сделать из уже, кажется, абсолютно плотских и склонных ко всякой мерзости, возвращающихся вновь и вновь на свои помойки людей, людьми новыми. Достойными того Царства, в котором Сам Господь – Царь. Не какие-нибудь там люди в кажущемся внешнем благочестии или усердии по поводу обустройства земной жизни, не какие-нибудь там президенты, а Сам Господь, Сын Божий – Царь в этом Государстве. Представьте себе! И мы с вами – Его граждане. Мы с вами – Его граждане, живущие в счастье, полной гармонии, не нуждающиеся ни в чём, алкающие только любви и получающие эту любовь! Как велика разница между тем, что мы получаем сегодня и тем, что ожидает нас в будущем!
Дух Святый влечёт нас за собой, Он нас сегодня всех собрал здесь. Ни один из здесь сегодня стоящих, не находится здесь по причине своих физиологических потребностей. Каждый, стоящий здесь сегодня − это тот, кто призван Духом, тот, кто Им водим, кто отозвался на Него. Кто сказал «да, я оставлю, брошу свой любимый телевизор с футболом, оставлю свои грядки и приду сюда для того, чтобы услышать Слово Божие, почувствовать Благодать на сердце своём». Такая ревность доступна только тем, кто знает Бога, кто слышал Его призывы. Кто, будучи даже глухим или слепым от рождения, знает сердцем своим, что Бог есть. Мало того − общается с Ним всё время, кажется уже обрёл Его!
И вот это обретение Бога является самым главным, что может успеть человек получить в жизни своей. Можно построить дома, купить себе автомобили, даже какие-нибудь яхты и попытаться на них поездить и даже порадоваться этому какое-то время, а потом взять и лечь в гроб, и зароют этого человека в землю, и черви съедят его. Можно так прожить жизнь, но Бога так и не узнать. А можно жить в простоте и бедности, можно жить в чистоте или в борьбе со страстями своими, даже не надеясь их победить, но знать Бога сердцем своим. И вот это знание Бога – это не знание Закона Божьего по книжке прот. Серафима Слободского, по которой уже многие десятилетия учат миллионы людей вере. Научится вере не тот, кто прочитает. Научится вере тот, кто услышит, кто воспримет сердцем своим, кто же Бог, где Он, Дух Святый, где Утешитель человеку больному настолько, что, кажется, и ноги передвигать не может, отягощённому своими проблемами земными настолько, что, кажется, весь мир против него. Но Дух Утешитель ради Вечности. А человек думающий о Вечности, кротко посмотрит на то, что у него ножки заболели, или зубы выпали, или рак к нему подступил, потому что всему этому надлежит быть, и всё это придет к нам, и всё это нас рано или поздно догонит. Но в Вечности нас ждёт Дух Святый, тот Дух, Который сегодня посещает верующего человека, жаждущего Бога, верующего в Него и алкающего, как Вечную Воду, которую человек, однажды испив, уже никогда не будет ничего желать.
Мы, знающие Бога, разве нам нужны какие-нибудь философии? Нужны ли нам другие боги, кривляющиеся и предлагающие нам быть, подобно бесам? Нет, конечно. Кто однажды попьёт чистой воды, не захочет пить воду с хлоркой из-под крана, но иногда люди, кажется, вынуждены так поступать, потому что соблазнены бывают лукавым и в отступничестве своём вновь бегут к лужам, помойкам и зловонным канавам.
Так вот, давайте, дорогие мои, не выходить из Благодати Божией, никогда не будем оставлять привычки пить чистую воду, никогда не будем заменять Откровение Божие на ложь, которую нам предлагает сатана, и всегда поэтому останемся верными. И лень, к которой мы так привыкли и которой так оправдываем себя (полагая, что можно разделить свою жизнь на мнимое благочестие, на привычку ходить в храм по воскресеньям к концу службы с толстой свечкой, втыкая ее в шандал), мы лучше с вами, дорогие мои, оставим, а будем скромны и незаметны. А Господь, зная нашу ревность, побережёт каждого, кто будет стараться спасти себя и в борьбе со своими пороками преуспеет непременно.
Всем вам Божией помощи и Духа Святаго, Которого Господь ниспосылает всякому верующему в Него. Наполнится сердце наше любовью, Духом Святым наполнится наш ум, воля и любовь друг к другу. Храни вас всех Господь и Матерь Божия! Аминь».