Братья и сестры, дорогие наши! Сегодня мы хотим поделиться с вами тайной, чудом — новостями из иконописной мастерской нашего Харлампиевского храма.
С благословения настоятеля отца Евгения мы побеседовали с иконописцами Еленой и Алексеем. Теперь передадим всё самое интересное вам.
Знаете, как по-особенному всё в иконописной мастерской? Растворы, краски, кисти, так много! На столе лежит молитвослов. В углу на полках стоят иконы. Большие окна. Светло. А ведь так и должно быть в мастерской особого иконописного служения — светло!
Но то, что рассказывают Елена с Алексеем, ещё интересней всего, что можно увидеть. Совсем недавно наши мастера закончили реставрацию двух старинных икон: «Коронование Пресвятой Богородицы» и образа «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа». Алексей с Еленой рассказывают, что лет пять назад иконы попали к ним. Они периодически уделяли им время, в основном летом, потому что использовали для реставрации разные пахучие растворы — требовалось проветривание.
Мы вместе подошли поближе к иконам. Что это за полосы тёмные? Объясняют — специально оставили реставраторские флажки, чтобы можно было сравнить, как было и как стало. Чтобы люди могли увидеть разницу.
Показывают фотографии икон до реставрации… Ничего не видно! Елена и Алексей соглашаются. Говорят, что особенно на иконе Воскресения было не понятно, что изображено. Олифа (то, чем покрывают иконы, когда они уже написаны) со временем темнеет. Если образ находится в тёмном месте — начинает чернеть, а от света опять становится светлым. Отсюда принято говорить: «икона проявляется». Да, действительно, икона может проявиться на солнышке, но это очень долгий процесс. Вот когда олифу снимают, икона раскрывается, открывается, становится яркой. Только представьте: снимают мастера грязь, черноту, а под ней чудо настоящее!
Но не так всё оказалось просто. Ещё одна проблема: икона Воскресения была поновлена, то есть давно-давно кто-то уже реставрировал её, причём масляными красками. Елена с Алексеем были удивлены, когда слои приготовленной для снятия краски начали тянуться — ведь яичная темпера (особая краска, которой пишут иконы) не тянется при размокании. Сначала вообще не могли разобраться, что это за икона, какие фрагменты подлинные, а что поновляли. Елена говорит: «Потом так было интересно, когда появляются краски, зелёная трава, синие небо, это очень интересно, восхитительно. Очень интересно как для нас открывались окна эти — клейма. Сначала для нас была только вот эта нижняя часть, поняли, что так что-то светлеет, совсем по чуть-чуть открывались, буквально по сантиметрам, мурашки но телу. Где-то ручки, где-то ножки. Икона большая — вдвоём работаем, друг другу кричим, что смотри, у меня тут ручки открылись, а у меня город».
Но как можно понять, что именно восстанавливать, если каких-то фрагментов ну просто нет? Можно — отвечают. Любая икона написана строго по определённому своду правил, образцу, поэтому мастер чётко знает, как писать руки, лики — каждую деталь, знает просто по фрагментам, а не всю конкретную икону.
Мы ещё поговорим с вами о значимости канона, дорогие наши, но пока просто задумайтесь, как это мудро — сохранить иконописцу свободу, необходимую для творчества, но при этом оградить его от ереси, ошибки.
Самое сложное говорят — это лики. Но в этом случае можно сказать повезло — на реставрации сразу оказались две иконы похожие между собой, в одном стиле, скорее всего из одной мастерской. Обе иконы имеют вензелёчки, что вообще редкость: уровень мастерства один, почерк очень похож. Вот так и смотрели, где что сохранилось — достраивали, переносили с одной на другую. «Мы не приносим своего, мы переносим лишь то что уже есть, на места, где разрушено. Тут же изучаешь и тут же применяешь» — рассказывает Елена.
Часть, где изображено Сошествие Христа во ад, угадывалась едва-едва, по силуэту определяли. Представляете, по силуэту наши мастера могут определить, кто там изображён!
Это какой опыт, какая галерея в голове накопилась! Иконописцы говорят, что, когда путешествуют, стараются фотографировать интересные иконы, интересные фрагменты. Собирают всё по крупицам, по деталям на будущее, вдруг пригодится.
Интересна и дальнейшая судьба икон. Они размещены будут в нашем храме на втором этаже. Раньше на втором этаже был придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, ничего менять не будут. Так всё и останется. Два отреставрированных образа — начало иконостаса. Эти иконы — современники нашего храма. Они писались в Иркутске, примерно 1773 год, практически в то же время, что и строился храм, разница 5-8 лет. Поэтому они органично войдут в тело нашего иконостаса.
Хочется ещё сказать несколько слов о необычном названии одной из реставрированных икон. «Коронование Пресвятой Богородицы» — действительно, удивительное название. Пришла эта традиция к нам с запада. В Священном Писании есть упоминания о «короновании» Богоматери, но в нашей русской православной традиции это не прижилось. Хотя если взять во внимание то, что иконы писались в период правления Екатерины Второй, то в общем-то ничего удивительного в таком специфическом названии образа нет.
У иконописцев своя специфика. Есть ведь иконописцы-реставраторы, а Елена с Алексеем — нет. Поэтому для них это было особенно сложно, учились. Наши мастера признаются: «Это не первая наша работа по реставрации. Люди периодически приносят иконы старые. Мы постоянно работаем с реставрацией. Мы практики. Но мы не реставраторы. Заявлять так нельзя. Просто мы понимаем ценность этого всего. Хотим вернуть образы к церковной жизни, вернуть в лоно Церкви».
Вообще, реставрация — процесс всегда сопряженный с риском. Ведь задача стоит: не сделать новую икону, а спасти уже написанный кем-то образ. Поэтому должна оставаться патина, желтизна, рябь. Но это в нашей русской православной традиции. В Западной Европе, например, всё счищают до блеска. И это странно.
На самом деле, поразительно! Такое стечение обстоятельств! Иконы попали именно в руки к нашим иконописцам, которые занимаются сибирским барокко, которые могут отреставрировать образ, именно в наш храм, где вполне возможно, они находились давно-давно. Елена и Алексей воспринимают эти иконы как подарок от Господа! И это действительно так!
Позже мы обязательно расскажем вам ещё много интересного про нашу иконописную мастерскую. Храни вас Господь!