В этом году Михаило – Архангельский Харлампиевский храм стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив с проектом «Северное барокко. Возрождение и культурная интерпретация локальной иконописной традиции Сибири». Значение традиции, основную идею и перспективы проекта мы обсудили с его руководителем – настоятелем храма протоиереем Евгением Старцевым.
Отец Евгений, расскажите пожалуйста, как появилась идея проекта?
В свое время, когда перед нами была поставлена задача восстановить храм, мы обратились к его истории (прим.: Михаило – Архангельский Харлампиевский храм — один из старейших православных храмов Иркутска. Первая деревянная двухпрестольная церковь была построена в 1738 году. в г. Иркутске). Конечно, мы не могли не обратить внимание на его особенную архитектурную и историческую уникальность. Нам очень хотелось, чтобы «справедливость восторжествовала» и храм был восстановлен в первозданной красоте — как снаружи, так и внутри. Поэтому, мы стали изучать вопрос, каким бы мог быть иконостас и какой бы могла бы быть иконопись, если бы мы перенеслись 240 лет назад, когда храм был построен и освящен. Стало понятно, что стиль «северное русское барокко» пришел к нам вместе с покорителями Сибири в далеком 17-18 веке, которые строили и одновременно украшали храмы. Эта иконописная традиция, которая развивалась в иконописной школе Сийского монастыря, расположенного в Архангельской области и стала предметом нашего интереса. Нам стало очевидно, что этот стиль необходимо возродить. Мы организовывали экспедиции в Вологду, Великий Устюг, Тотьму, откуда приехал Емельян Югов (прим.: Иркутский купец, на его деньги было начато строительство деревянной Харлампиевской церкви (1738) со своими соработниками. Таким образом, мы и вышли на этот стиль. Стало понятно, что работать нужно именно в нем, возрождая иконописную традицию которой более двухсот сорока лет.
Можно ли сказать, что исторически храм был «соразмерен» духу и образу жизни людей, которые заселяли эту землю?
Не совсем. Каждой эпохе соответствуют свои культурные традиции и свой культурный облик. И как раз барочная традиция очень характерна для Иркутска того времени. Когда мы стали предметно изучать стиль иконописи 18 века, которая нашла свое отображение в некоторых зданиях нашего города, мы в этом воочию убедились. Больше того, этот стиль получил распространение не только в Иркутске и в Иркутской губернии, но и в таких городах как Верхнеудинск (теперь Улан-Удэ). Дошедшие до нас милостью Божьей старые иконы того времени подтверждают нашу идею – зарождении стиля «северное барокко», который гармоничен общей архитектуре нашего храма и его истории.
Получается, данный проект – это попытка внести некий вклад в развитие церковного искусства?
Возрождение и развитие церковного искусства, скажем так. Утрачено было практически все и традиция была практически полностью пресечена. Больше того, в той иконописной школе, которая развивается сегодня в регионе, найти место было совсем непросто. Не все нас принимали и понимали. К счастью, ситуация изменилась, и люди рассматривают эту нашу идею как вполне имеющую право на жизнь. Областной художественный музей г. Иркутска (прим.: основной партнер проекта) инициировал крупное мероприятие, где эксперты из г. Москва провели искусствоведческий анализ северных икон. Дискуссия некоторая имела место. В ней приняли участие наши иконописцы (прим. Алексей и Елена Сукневы, работающие в иконописной мастерской при храме) и отметили, что люди воспринимают нашу идею вполне адекватно и не видят в ней никаких противоречий – ни канонических, ни религиозных. Это очень важно.
В рамках проекта будет снят документальный фильм о северной иконе. Это не первый ваш опыт работы над фильмом и у вас уже есть команда, с которой вы работаете длительный период. Можете немного рассказать про этих людей? Как вы планируете выстроить работу над фильмом?
Команда действительно невелика, и сложилась уже давно. Вы правильно это заметили. У нас есть режиссер Мария Александровна Филатова, с которой мы работаем очень длительный период, с 2006 года. В команде есть оператор – Роман Васехин и Дмитрий Халматов, он отвечает за монтаж. Я выступаю как продюсер, иногда как автор идеи. Мы задумали осуществить поездку «к истокам» (прим.: в города Архангельск, Тотьма, Великий Устюг) нашей губернии и исследовать представленные там стилистические особенности иконописи того времени, которым посвящен наш храм. В фильме будет представлен процесс работы над иконой, которая войдет в ансамбль икон Успенского предела второго этажа нашего храма.
Расскажите, пожалуйста, о наставнической программе проекта. Насколько мне известно, семья иконописцев Сукневых, которые единственные в регионе являются продолжателями этой локальной иконописной традиции подготовили ряд мероприятий по работе с молодыми художниками.
Да, мы планируем ряд встреч с молодыми людьми, которые учатся на художников в художественном колледже. Мы полагаем, что опыт, который наработали наши иконописцы за годы работы в нашем храме, предложенный молодым мастерам будет полезен им для того, чтобы они могли приобщиться к этой уникальной традиции и великой идее – благоукрашению иркутских храмов. Нам важно не только показывать, но и рассказывать. Как в Православии в целом – оно не рассказывается, оно показывается. Естественно, что молодые люди часто удалены от церковной жизни и через искусство могут услышать Церковь, смысл ее жизни и деятельности. Искусство – это самый короткий путь к познанию Истины. Художники очень часто бывают близки к этой идее. Надеемся, что будет какой-то результат и эффект в общении с молодыми людьми. Тем более, мы надеемся, что многие из них будут приобщены к этой традиции и станут одними из тружеников нашего храма.
Отец Евгений, в проекте вместе с Художественным музеем планируется создать виртуальную выставку северных икон на цифровой платформе «Артефакт». Расскажите, пожалуйста, об этой выставке.
Современные технологии позволяют нам исследовать мир и искусство в режиме онлайн и грех этим не пользоваться. Эта выставка позволит приобщиться к уникальному пласту локального искусства и тем самым расширить поле участников этого исследования гораздо большему количеству людей, чем просто участникам выставки. Во – вторых, никакие площадки не могут вместить в себя всю полноту экспонируемого фонда. Мы думаем, что сам по себе музей находиться на верном пути, когда поддерживает такие инициативы, как нашу. И работает не только надо тем, что экспонирует свои фонды и занимается реставрацией, но и отслеживает современную иконописную жизнь и традицию.
Если говорить об иконе, о сибирской иконе. Это такой некий «барочный космизм», где в центре – человек…
В центре всегда – Господь. Всегда Господь в центре внимания. Икона – это как окно в духовный мир и открывает окно в «мир горний», в котором живет не человек, а Сам Господь, и в котором люди потом оказываются по благословлению Божьему, прощенные и обновленные. Как раз человеческий эгоцентризм и дезориентировал нас. Особенно сильно в этом преуспел Запад, когда его эпоха языческого Возрождения (опять же, говорим о «Возрождении», но «Возрождении» чего?) привела к тому, что человек со временем был поставлен во главу угла с его интересами, похотями и страстями. Господь был отодвинут на периферию нашего внимания. Так вот — в иконе, в иконописной православной традиции, хоть в локальной иконописной традиции все равно всегда Господь в центре. Другое дело, что есть некая стилистическая трансформация, сама по себе в идее барокко через русское осмысление, в ту традицию, которую мы называем теперь «сибирским барокко». И там не человек в центре внимания и нет той обмирщенности, которую предложил Запад во времена эпохи Возрождения, рассматривая ту духовную жизнь и облекая свою блестящую живописную школу в некую духовную традицию, понимаете? Человек оказался в иконе времен эпохи Возрождения и барокко не тем, что на самом деле он заслуживает. У многих мастеров мы видим его приукрашенным и не видим в нем духовной природы, которая свойственна каждому человеку. Это очень важно сегодня. Искусство, которое часто развивается в самом себе, не оборачиваясь, не рассматривая духовную природу человека, а лишь искусство само по себе как самоценность и самодостаточный мир часто дезориентирует людей, прикасающихся к этому искусству. Запад встал на эту дорогу со времен этой эпохи и по сути дела к нашему времени настолько деградировал, что это искусство перестало назидать, радовать и предлагать человеку мир небесный, мир горний. Современное искусство часто отражает поврежденную природу человека. И иконопись стала своеобразным «полем битвы», в которой русские одержали победу. Дело в том, что наша идея оказалась торжествующей. Мы видим, что сегодня русское северное барокко не отвлекает человека от молитвы, не делает его жизнь ущербной, а наоборот помогает ему по-новому посмотреть на Образ Божий в иконописной традиции как раз.
Беседовала Екатерина Грук
Фото Анны Диденко