Детская преступность — это касается каждого (АУДИО)

23 мая 2017 начальник СИЗО-1 ГУФСИН по Иркутской области Игорь Рудольфович Мокеев и помощник начальника ГУФСИН по работе с верующими, настоятель Михаило-Архангельского Харлампиевского храма прот. Евгений Старцев стали гостями программы «Тема дня» на «Радио России в Иркутске».

Слушать полную версию:

Журналист Надежда Кузнецова беседовала с гостями о проблеме детской преступности и о возможностях социальной адаптации и возвращения к нормальной жизни несовершеннолетних, оказавшихся за решёткой.

Подавляющее большинство малолетних преступников − это дети из неполных или неблагополучных семей. И.Р. Мокеев, работающий в СИЗО-1 вот уже почти двадцать лет, уверен в том, что основным мотивом совершения правонарушений является желание подростка реализовать себя как личность, за которым также стоит проблема отсутствия элементарной занятости. К сожалению, большинство несовершеннолетних начинают осознавать, что натворили, только уже попав в изолятор. И это при том, что речь идёт о тех, кто совершил особо тяжкие преступления (незаконный оборот наркотиков, убийства, нанесения тяжких телесных повреждений, изнасилования, серийные угоны дорогих автомобилей).

«Но когда мы смотрим на этих детей, я вижу в них веру и желание быть лучше, — рассказывает отец Евгений, — Многие из них совершенно искренне раскаиваются в том, что они совершили. Причём делают это не публично, чтобы их кто-то похвалил, а в Таинстве исповеди. Когда они говорят о своих преступлениях, конечно, становится не по себе, потому что люди-то совсем молодые. Важно, чтобы у всех, кто чувствует хоть какую-то ответственность, было к ним всё равно доброе отношение, чтобы мы их заранее не отторгали из своей среды, хотя они, может быть, и совершили совершенно немыслимые вещи. Во-первых, делать вид, что нас это не касается, нельзя. Во-вторых, забывать о том, что они будут жить среди нас − это даже небезопасно. Надеяться на то, что они исправятся − необходимо, нужно только осмыслить природу преступности, в том числе и детской. Дети не безнадёжны, я совершенно точно знаю. Большинство из них имеют шанс, имеют личную потребность в духовном исправлении».

На сегодняшний день важнейшая задача состоит в том, чтобы обеспечить таким подросткам духовную поддержку, внимание, воспитание и обучение не только в стенах исправительного учреждения, но и по выходе на свободу. И это совсем не тот случай, когда можно оправдаться словами «всем не поможешь»: если в 1999 году в СИЗО-1 содержалось 254 несовершеннолетних преступника, то сегодня это всего 26 человек (ещё шесть человек находятся в изоляторах временного содержания в разных районах Иркутской области).

Ответственность за деформацию сознания подростков, ведущую к их криминальным действиям, несёт всё общество, поэтому и решать существующие проблемы нужно не за счёт отдельных систем и учреждений, а всеобщими усилиями, посредством последовательной работы, воспитания милосердия в себе самих. В Православной Церкви этот призыв находит особый отклик и многие храмы Иркутской епархии готовы принимать на работу подростков и взрослых, стремящихся изменить к лучшему своих жизнь и самих себя.

«Впереди работы много, но мы уже начали создавать условия для наших подопечных, чтобы они могли ходить в храм. Это добровольно, но идут все, отказников среди несовершеннолетних не было вообще. Они начинают понимать, что Церковь принимает всех. Если ты искренен, приходи» — делится И. Р. Мокеев.

«Сердце человеческое всегда борется: принять одно или другое, принять светлое или тёмное? И мы находимся в этой борьбе непрерывно. Если посмотреть, откуда приезжают дети сюда (в колонии и изоляторы — прим. ред.), особенно из числа тех, кто принял на себя самые ужасные формы криминальной жизни, извините меня, там, где они живут − там жить невозможно. Там люди жить не должны, там нет для этого никаких условий. Но дети там живут. И Церковь не сойдёт со своих убеждений. Да, не все приходят в храм, не все сегодня торопятся сказать «Господи, прости! Помоги мне, Господи!». И не заставишь людей, не загонишь туда. Но, тем не менее, людей идёт всё больше. Понимает это всё больше людей. Это трудная битва, в которой мы с вами участвуем» — добавляет отец Евгений.