Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. Центральная часть храма представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне.
Как правило, в центре храма на аналое (подставке) лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви — один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи. В наше время он имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм.
Главный светильник храма (люстра) называется паникадилом. Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 10о и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров.
Стены центральной части храма обычно украшены фресками или мозаиками. В восточной части храма находится иконостас, отделяющий среднюю часть храма от алтаря. Перед иконостасом расположена солея — возвышение для священнослужителей. Центральная часть солеи, представляющая собой, как правило, полукруглый выступ, называется амвоном. Отсюда произносится проповедь; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например Малый и Великий Входы на Литургии; с амвона произносится отпуст — заключительное благословение в конце каждого богослужения.
Правую и левую стороны солеи образуют клиросы — места, где обычно размещаются хоры. Во многих православных храмах за богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах.
В центре нижнего яруса иконостаса располагаются двери, в русской традиции называемые Царскими вратами. С северной и южной сторон иконостаса расположены две боковые двери. Литургическая процессия всегда выходит из алтаря через северные двери и возвращается через Царские врата. Диакон тоже выходит на солею для произнесения ектении северными дверьми, а возвращается в алтарь южными дверьми.
Внутри православный храм разделяется на три части:
1) притвор,
2) храм, где стоят молящиеся,
3) алтарь (передняя часть), где служат священники.
Алтарь отделяется от храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат; средние врата называются царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, проходит в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей.
Устройство алтаря
Алтарь от средней части церкви отделяет иконостас. В алтарь могут входить только священнослужители и лица мужского пола, участвующие в богослужениях. Алтарь означает Небо, где обитает Бог, а храм – землю. Самое важное место в алтаре – Престол – особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна, и верхней – из парчи. Считается, что на Престоле невидимо присутствует Сам Христос, и поэтому касаться его могут только священники. На Престоле всегда находятся Антиминс, Напрестольное Евангелие, Крест, Дарохранительница, Дароносица, возвышающаяся посреди него.
Антиминс – главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века служба (Литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само название антиминс переводится с греческого как «вместопрестолие». Обычно антиминс завернут в другой плат – илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу. Место за престолом у восточной специально делается немного возвышенным, называется «Горним местом» и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.
На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для Причастия. Для их торжественного приготовления во время Проскомидии (первой части Литургии) на жертвеннике находятся: потир, дискос, звездица, копие, лжица, губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для Причастия накрывает покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой – воздухом.
Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металлические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).
Семисвечник — светильник с семью лампадами. По традиции Русской Церкви ставится в алтаре с восточной стороны Престола.
Дарохранительница — это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся Святые Дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.
Потир — святая Чаша, в которую вливается вино с водою, претворяемые в Кровь Христову.
Звездица — две дуги, соединенные крестом, которые ставятся на дискос, чтобы покров не касался частиц просфор (звездица — символ звезды вифлеемской).
Лжица — ложечка для причащения верующих.
Копие — острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на Кресте).
Дискос — блюдо на подставке для Тела Христова.
Как устроен иконостас
Иконостас — образ Церкви Небесной, он раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре. Двери в центре иконостаса, напротив Святого Престола, называются Царскими вратами, потому что через них на Литургии входит Царь Славы, Господь Иисус Христос, через них выносят для Причащения Святые Дары. На Царских вратах помещается икона Благовещения Пресвятой Богородицы (12), потому что Дева Мария первой удостоилась получить от Архангела Гавриила (3) радостную весть о том, что для людей откроются двери Царства Небесного через Рождество от Девы Спасителя мира. Здесь же изображаются Евангелисты (13-16), проповедавшие миру эту радостную весть.
Над Царскими вратами изображена Тайная вечеря (11). По правую сторону от Царских врат -икона Спасителя, по левую — Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя обычно стоит икона праздника или святого, в честь которого освящен престол храма.
Во втором ряду икон иконостаса изображены двенадцать главных праздников: Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения (или Богоявления) Господня, Входа Господня во Иерусалим (Вербное воскресение), Преображения Господня, Вознесения Господня, Святой Троицы, Успения Пресвятой Богородицы и Воздвижения Честнаго Креста.
В третьем ряду иконостаса иконы святых Апостолов (2, 7), а в центре — над Царскими вратами — Господь наш Иисус Христос с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей (5). В четвертом ряду — если он есть — святые пророки. В пятом — святые праотцы, то есть ветхозаветные праведники. Верх иконостаса увенчивается Крестом, знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою. Иконостас является как бы раскрытой книгой, которая свидетельствует о том, с кем мы, христиане, находимся в духовном общении, с кем составляем единую Церковь Христову.
Вдоль иконостаса идет возвышение, называемое солеёй. На солее верующие причащаются Святых Даров. Середина солеи несколько выступает полукругом в среднюю часть храма и называется амвоном (восхождением). Отсюда диакон возглашает прошения от всех предстоящих, читает Евангелие, а священник говорит проповеди. Амвон символизирует камень у гроба Господня, который отвалил Ангел и с которого возвестил женам-мироносицам о Воскресении Господа Иисуса Христа.
В нашем Харлампиевском храме на первом этаже находятся два иконостаса: один из них в приделе Архангела Михаила, а другой – в приделе священномученика Харалампия. Оба иконостаса имеют два ряда икон. Каким образом они устроены вы можете увидеть на картинке.
1 — Святитель Василий Великий
2 — Апостол Павел
3 — Архангел Гавриил
4 — Божия Матерь
5 — Иоанн Креститель
6 — Архангел Михаил
7 — Апостол Петр
8 — Святитель Иоанн Златоуст
9 — Святители Иннокентий и Софроний, епископы Иркутские
10 — Святитель Иннокентий, митрополит Московский
11 — Тайная вечеря
12 — Благовещение Пресвятой Богородицы
13 — Апостол-евангелист Иоанн Богослов
14 — Апостол-евангелист Лука
15 — Апостол-евангелист Марк
16 — Апостол-евангелист Матфей
17 — Святой Благоверный князь Александр Невский
18 — Священномученик Харалампий
19 — Хоругви