В этом году Михаило–Архангельский Харлампиевский храм стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив с проектом «Северное барокко. Возрождение и культурная интерпретация локальной иконописной традиции Сибири». Значение традиции, основную идею и перспективы проекта мы обсудили с его руководителем – настоятелем храма протоиереем Евгением Старцевым.
-Отец Евгений, расскажите пожалуйста, как появилась идея проекта?
-В свое время перед нами была поставлена задача восстановить наш Харлампиевский храм. Конечно, перед началом этого непростого дела мы обратились к истории нашей церкви (прим.: Михаило–Архангельский Харлампиевский храм — один из старейших православных храмов Иркутска. Первая деревянная двухпрестольная церковь была построена в 1738 году в г. Иркутске). Мы не могли не обратить внимание на особенную архитектурную и историческую уникальность. Хотелось, чтобы храм после восстановления соответствовал первозданному варианту— как снаружи, так и внутри. Пришлось нам перенестись в прошлое, чтобы познакомиться с иконописным стилем, в котором работали мастера, писавшие иконы для Харлампиевского храма два с половиной века назад.
Сегодня мы называем этот стиль «северное русское барокко». Он пришел к нам вместе с покорителями Сибири в далеком XVII веке. Северная иконописная традиция, которая развивалась в иконописной школе Сийского монастыря, расположенного в Архангельской области, и стала предметом нашего интереса. Мы организовывали экспедиции в Вологду, Великий Устюг, Тотьму, откуда приехал Емельян Югов (прим.: …иркутский купец, на его деньги было начато строительство деревянной Харлампиевской церкви (1738). Нам показалось очень важным, просто необходимым, возродить этот иконописный стиль!
-Можно ли сказать, что исторически храм был «соразмерен» духу и образу жизни людей, которые заселяли эту землю?
-Сложно ответить. Каждой эпохе соответствуют свои культурные традиции, у каждого города, да и просто места, на протяжении истории складывается свой «культурный облик». В целом, барочная традиция была характерна для Иркутска того времени. И дело не только в иконописном стиле, ведь барокко — это прежде всего культурное, во многом архитектурное явление, просто «наложившееся» на существующую в то время иконописную традицию. Как особый стиль, барокко, безусловно, присутствует в архитектуре Иркутска. Другой вопрос, что особенности нашего сибирского региона привнесли свои неповторимые черты в эту культурную и, как мы теперь знаем, иконописную традицию. Более того, этот стиль получил распространение не только в Иркутске и в Иркутской губернии, но и, например, в Верхнеудинске (теперь Улан-Удэ).
-Получается, данный проект – это попытка внести некий вклад в развитие церковного искусства?
-Возрождение и развитие церковного искусства, скажем так. Утрачено было практически все, сама традиция перестала существовать как явление. К сожалению, в иконописной школе, которая развивается сегодня в нашем регионе, найти место было совсем непросто. Не все нас принимали и понимали. Сейчас, милостью Божьей , ситуация изменилась, и люди воспринимают нашу идею как действительно интересную, а наш труд как важный и полезный. В нашем проекте нет никакого противоречия церковному канону. Сегодня все это понимают. Это очень важно.
Областной художественный музей г. Иркутска (прим.: партнер проекта) инициировал крупное мероприятие, где эксперты из г. Москва провели искусствоведческий анализ северных икон. В мероприятии приняли участие наши иконописцы (прим. Алексей и Елена Сукневы, работающие в иконописной мастерской при храме).
-В рамках проекта будет снят документальный фильм о северной иконе. Это не первый ваш опыт работы над фильмами, у вас уже есть рабочая команда? Можете немного рассказать о ней? Как вы планируете выстроить работу над фильмом?
-Команда действительно есть. Она невелика, но сложилась уже давно. У нас есть режиссер Мария Александровна Филатова, с которой мы работаем очень длительный период, с 2006 года; оператор – Роман Васехин; Дмитрий Халматов — он отвечает за монтаж. Я выступаю как продюсер, иногда как автор идеи. Мы хотим осуществить поездку «к истокам» (прим.: в города Архангельск, Тотьма, Великий Устюг) и исследовать стилистические особенности иконописи. В фильме будет представлен процесс работы над образом, который затем войдет в ансамбль икон Успенского придела второго этажа нашего храма.
-Расскажите, пожалуйста, о наставнической программе проекта. Насколько мне известно, семья иконописцев Сукневых, которые единственные в регионе являются продолжателями этой локальной иконописной традиции, подготовили ряд мероприятий по работе с молодыми художниками.
-Да, мы планируем ряд встреч с молодыми людьми, которые учатся в иркутском художественном колледже. Мы полагаем, что опыт, который приобрели наши иконописцы за годы работы в нашем храме, будет полезен молодым мастерам. так, ребята смогут приобщиться к уникальной иконописной традиции «северное барокко», а через неё и к великой идее – благоукрашению иркутских храмов. Нам важно не только показывать, но и рассказывать. Православие ведь деятельно. Молодые люди часто удалены от Церкви, а через искусство могут прийти к Богу. Искусство – это самый короткий путь к познанию Истины. Надеемся, что будет какой-то положительный результат. Возможно, некоторые ребят будут приобщены к этой иконописной традиции, к этому служению и станут одними из тружеников нашего храма.
-Отец Евгений, в проекте вместе с Художественным музеем планируется создать виртуальную выставку северных икон на цифровой платформе «Артефакт». Расскажите, пожалуйста, об этой выставке.
-Современные технологии позволяют нам исследовать мир и искусство в режиме онлайн, и грех этим не воспользоваться. Эта выставка позволит приобщиться к пласту уникального локального искусства и тем самым расширить поле участников этого исследования. Во-вторых, никакие площадки не могут вместить в себя всю полноту экспонируемого фонда. Мы думаем, что сам по себе музей находится на верном пути, когда поддерживает такие инициативы как нашу, отслеживает современную «иконописную жизнь» нашего города.
-Если говорить об иконе, о сибирской иконе. Это такой некий «барочный космизм», где в центре – человек…
-В центре всегда Господь. Всегда Господь в центре внимания. Икона – это окно в духовный мир. Образ открывает окно в «Мир горний», в котором живет не человек, а Сам Господь, и в котором люди потом оказываются по благословлению Божьему, прощенные и обновленные. Как раз человеческий эгоцентризм и дезориентировал нас. Особенно сильно в этом преуспел Запад, когда его эпоха языческого Возрождения («Возрождение»? но «Возрождении» чего?) привела к тому, что человек со временем был поставлен во главу угла с его интересами, похотями и страстями. Господа мы отодвинули на периферию нашего внимания, вынесли за скобки. Так вот — в иконе, в иконописной православной традиции всегда Господь в центре. Другое дело, что произошла некая стилистическая трансформация, классическое барокко через русское осмысление переродилось в новую иконописную традицию, которую мы называем теперь «сибирским барокко». И там не человек в центре внимания и нет той обмирщенности, которую предложил Запад во времена эпохи Возрождения, понимаете? Человек оказался в иконе времен эпохи Возрождения и барокко не тем, кто он есть на самом деле, не тем, что он заслуживает. У многих мастеров мы видим его просто «украшенным», но не видим в нем духовной природы, которая свойственна каждому человеку. Это очень важно сегодня. Искусство, которое часто развивается в самом себе, не оборачиваясь, не рассматривая духовную природу человека, а лишь искусство само по себе как самоценность и самодостаточный мир, часто дезориентирует людей. Запад давно встал на эту дорогу, к нашему времени настолько деградировал, что это его искусство перестало назидать, радовать и предлагать человеку мир Небесный, мир Горний.
Современное искусство часто отражает поврежденную природу человека. И иконопись стала своеобразным «полем битвы», на котором русские одержали победу. Дело в том, что наша идея оказалась торжествующей. Мы видим, что сегодня русское северное барокко не отвлекает человека от молитвы, не делает его жизнь ущербной, а, наоборот, помогает ему по-новому посмотреть на Образ Божий в иконописной традиции, на Образ Божий в самом себе. Храни вас Господь!
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Беседовала Екатерина Грук
Фото Анны Диденко