Крестный ход "Байкал - Дар Божий"

Епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай. Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам Крестного хода вокруг Байкала «Байкал — Дар Божий»

[mp_row] [mp_span col=”12″] [mp_video src=”https://www.youtube.com/watch?v=PEDUZOhZYBg&rel=0″] [/mp_span] [/mp_row]

6 марта 2016 года благополучно начался Крестный ход вокруг чистейшего и глубочайшего озера на Земле. Инициатива организовать молитвенное шествие исходила от настоятеля Михаило-Архангельского Харлампиевского храма г. Иркутска протоиерея Евгения Старцева и получила благословение митрополита Иркутского и Ангарского Вадима (Лазебного). Милостью Божией, благословил начинание и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (см. видео выше). Участники надеются, что во время предполагаемого визита в Иркутскую митрополию Святейший Патриарх сможет лично принять участие в одном из этапов Крестного хода.

Идея крестного хода связана с желанием помочь озеру, прежде всего молитвенно, и помочь, конечно, людям, живущим на побережье, посмотреть, как они живут, какая экологическая ситуация, и оценить последствия пожаров.
Протоиерей Евгений Старцев, инициатор и организатор крестного хода.

Чтобы дать большему количеству верующих возможность принять участие в молитвенном шествии, маршрут разделили на 14 этапов протяжённостью от 60 до 280 километров (последний планируется преодолеть уже в 2017 году). На приходском сайте Харлампиевского храма можно ознакомиться с картой маршрута, посмотреть подробные фотоотчёты, почитать впечатления участников крестного хода.

 

Для чего нужен Крестный ход вокруг Байкала?

Крестный ход — это, прежде всего, усердная молитва и обращение к Богу. А когда он предполагает не самый простой маршрут — это непременно еще и преодоление себя, познание собственной немощи, предание себя всецело в руки Господа. Озеро Байкал — огромный дар Божий человеку, и нам следует с благодарностью относиться к нему, беречь его, славить Бога за его милости и щедроты и радеть о том, чтобы сохранить бесценный дар для будущих поколений.
Из обращения прихода Михаило-Архангельского Харлампиевского храма

Цель Крестного хода вокруг Байкала — по возможности объединить молитвенное делание (которое лежит в основе любого крестного хода) с сопутствующими делами милосердия для решения проблем социального и экологического плана. Необходимую материальную поддержку вызвались оказать иркутские предприниматели. Так, после богослужения в Никольском храме пос. Листвянка перед началом первого этапа, была оказана помощь двум местным многодетным семьям: представители фонда «Спаси и сохрани» подарили им наборы продуктов и установили в их домах электрические кухонные плиты. Конечно же, социальное служение будет выражаться не только в материальной помощи, есть намерение проводить также духовно-просветительские беседы и культурные мероприятия среди жителей берегов Байкала (уже достигнута предварительная договорённость о проведении таких мероприятий с Бурятской митрополией). Что касается экологических акций, паломники готовы заниматься сбором мусора в прибрежной зоне озера, помогать устранять последствия пожаров и выполнять другую подобную работу.

 

“Вокруг Байкала за 73 дня”

Одним из участников Крестного хода стал иркутский писатель Эраст Бутаков, 24 года назад уже преодолевший пеший путь вокруг Байкала. В 1992 году он и его товарищ, врач Иркутского областного врачебно-физкультурного диспансера Владимир Михайлюк впервые в истории освоения Байкала обошли озеро пешком. К моменту перехода его участникам исполнилось по 28 лет. Идею они почерпнули из книги В. Брянского «Здравствуй, Байкал!» (1989 г.). Путешествию длиной в 73 дня предшествовала полуторагодовая подготовка. В частности, Эраст Бутаков бросил курить, четырежды в неделю совершал кросс дистанцией от 4 до 10 километров, регулярно занимался в тренажерном зале. Перед выходом участники пробежали марафонскую дистанцию и прошли курс прививок от клещевого энцефалита.

Впечатления от прохождения маршрута легли в основу книги Э. Бутакова «Вокруг Байкала за 73 дня». В новой экспедиции писатель будет собирать материал для следующего труда, в котором он намерен сравнить состояние озера и лесов сегодня и четверть века назад.

 

Предварительный план маршрута крестного хода

Западное побережье Байкала (с юга на север)
1-й этап (60 км): Листвянка — Большие Коты — мыс Кадильный — с. Большое Голоустное.
2-й этап (100км): с. Большое Голоустное — перевал Кедровый — бухта Бабушка — пос. Харгино — мыс Красный Яр — пос. Бугульдейка.
3-й этап (110 км): пос. Бугульдейка — летник Марта — пос. Усть-Анга — пос. МРС.
4-й этап (60 км): остров Ольхон, Хужир — Харанцы.
5-й этап (123 км): пос. Сахюртэ — пос. Сарма — пос. Зама — с. Онгурены.
6-й этап (141 км): с. Онгурены — мыс Елохин.
7-й этап (124 км): мыс Елохин — с. Байкальское.
8-й этап (118 км): с. Байкальское — пос. Нижнеангарск — губа Дагарская.

Восточное побережье Байкала (с севера на юг)
9-й этап (90 км): губа Дагарская — губа Фролиха — пос. Хакусы — пос. Томпа.
10-й этап (112 км): пос. Томпа — пос. Давше.
11-й этап (79 км): пос. Давше — пос. Чивыркуй.
12-й этап (206 км при обходе полуострова, 87 км по перешейку полуострова): пос. Чивыркуй — пос. Курбулик — пос. Усть-Баргузин — с. Максимиха с заездом на Ушканьи острова.
13-й этап (216 км): с. Максимиха — Турка — пос. Гремячинск — с. Дубинино (дельта р. Селенги) с посещением Горячинска.
14-й этап (280 км): дельта реки Селенги — с. Степной Дворец — г. Бабушкин — г. Байкальск — г. Слюдянка — пос. Култук, Южный берег Байкала — КБЖД — порт Байкал.

Пять лет назад протоиерей Евгений Старцев, настоятель Михаило-Архангельского Харлампиевского храма г. Иркутска, уже выступил инициатором проведения необычного крестного хода — морского перехода из Петропавловска-Камчатского на Командорские острова. В июле 2011 года экипаж из шести человек преодолел на парусной яхте 900 миль в память о миссионерском пути святителя Иннокентия (Вениаминова), первого епископа Русского Севера. На острове Беринга участники экспедиции посетили захоронения Витуса Беринга и купца Емельяна Югова, основателя Михаило-Архангельского Харлампиевского храма, а также установили поклонный крест.

В планах священника — совершить кругосветный морской крестный ход по местам служения святителя Иннокентия (Вениаминова) через Сан-Франциско в Чили, далее — вдоль западного побережья Америки, и, через пересечение Атлантики — в Архангельск.

Святыни Крестного хода “Байкал – Дар Божий”

Во время Крестного хода мы молимся Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и святым угодникам Божиим – святителю Николаю Чудотворцу, преподобному Сергию Радонежскому, святителям Иркутским Иннокентию и Софронию, святителю Иннокентию Московскому. Все они зримо присутствуют рядом с нами через святые образы на иконах и хоругвях. Ниже вы найдёте информацию о святынях Крестного хода “Байкал – Дар Божий” и краткие жития наших Небесных покровителей.

 

Святитель Иннокентий,
первый епископ Иркутский

Икона св. Иннокентия Иркутского, с которой шествуют паломники, написана иконописцами Алексеем и Еленой Сукнёвыми в мастерской Харлампиевского храма г. Иркутска по благословению настоятеля прот. Евгения. В икону вставлена частица святых мощей чудотворца. Таким образом, приложиться к святыне смогут верующие всех населённых пунктов, расположенных по пути следования Крестного хода. Верим, что святой угодник Божий не оставит нас своими молитвами!

Святитель Иннокентий (Кульчицкий) − Небесный покровитель земли иркутской. Его нетленные мощи были впервые обретены в 1766 году, спустя 33 года после погребения, а вскоре появились и первые свидетельства о чудесной помощи, получаемой по молитвам к святому. В 1921 году мощи были вывезены из Иркутска большевиками, жаждущими раскрыть «секрет» нетленности тела святителя. Долго о судьбе святыни ничего не было известно. Но в 1990 году мощи св. Иннокентия, к великой радости верующих, были обретены вновь! Сегодня они покоятся в Знаменском монастыре и люди православные стараются не упускать возможности побывать там, помолиться чудотворцу, который отмечен был даром прозорливости ещё при земной жизни.

В Иркутск же будущего святителя с самого начала привёл Промысл Божий. По личному распоряжению Петра I отличившийся многими добродетелями иеромонах Иннокентий был поставлен во главе Русской духовной миссии для проповеди христианства в Китае. Больше года участники миссии добирались из Петербурга в далёкий Селенгинск. Но пересечь границу с Китаем святителю было не суждено. Католические миссионеры убедили китайских чиновников не пускать русскую миссию в страну. Объяснили это тем, что в прошении о предоставлении права на въезд епископ Иннокентий был назван великим господином, что якобы жестоко оскорбило китайского императора.

Три года провёл святитель в Селенгинске, в трудах и нищете, терпеливо дожидаясь дальнейших указаний Святейшего Синода.  До самого конца своей земной жизни лишения и скорби он переносил со смирением и кротостью. В 1725 году св. Иннокентий был направлен в Иркутский Вознесенский мужской монастырь. Ещё через два года он возглавил новообразованную Иркутскую епархию. После смерти Петра I, епископу Иннокентию вновь поручено было отправиться в Китай. Но и во второй раз события развернулись непредсказуемым образом. Настоятель Вознесенского монастыря архимандрит Антоний не постыдился прибегнуть к самым низким уловкам, чтобы очернить имя св. Иннокентия и самому возглавить миссию. (Впоследствии, Господь воздал ему по делам его и тот с позором был изгнан из Китая за неподобающее поведение и лишён священнического сана).

В ещё не отлаженной церковной жизни Сибири царил беспорядок, и служение святителя в Иркутской епархии было полным испытаний. Ему предстояло решать множество непростых задач, живя в стеснённых условиях, не получая жалования и терпя козни недоброжелателей. Св. Иннокентий не жалел усилий, чтобы устроить жизнь отдалённой епархии должным образом: строго следил за нравами и поведением духовенства, оберегал от влияния раскольников, всячески способствовал умножению количества храмов и часовен, с отеческой заботой относился к пасомым и успешно проповедовал Слово Божие среди язычников, которые целыми стойбищами обращались в христианство. Кроме того, несмотря на слабое здоровье, епископ Иннокентий днём не упускал возможности помочь простым послушникам монастыря на различных работах по хозяйству, а ночами нередко шил обувь для учеников основанной им Славяно-русской школы.

Никогда не оставлял святитель и молитвенных подвигов, молиться же особенно любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал когда-то основатель Вознесенской обители старец Герасим.

Подробное житие святителя Иннокентия Иркутского можно прочесть здесь.

Святитель Софроний,
епископ Иркутский

Святитель Софроний, епископ Иркутский

Святитель Софроний (Кристалевский) родился в 1704 году в Малороссии, в праздник Рождества Христова. В 1730 году, вскоре после окончания Киевской духовной академии, он принял постриг с именем Софроний в честь святого Патриарха Иерусалимского. Монашеский путь служения Господу избрали также его старший брат и сестра. В 1735 году по поручению правящего архиерея иеромонах Софроний отправился в Петербург, где на него обратили внимание в Святейшем Синоде. Так Промысл Божий привёл святителя в Александро-Невский монастырь, где тот вскоре поставлен был наместником. Известно, что императрица Елизавета высоко ценила труды отца Софрония и даже собственноручно украшала его облачения вышивкой. Когда же встал вопрос о назначении епископа на Иркутскую кафедру, она без колебаний рекомендовала его Святейшему Синоду как лицо достойное высокого духовного сана и способное понести бремя служения в суровом краю, вот уже шесть лет остающемя без архиерейского попечения.

18 апреля 1753 года св. Софроний был рукоположен во епископа Иркутского и Нерчинского. По прибытии в Иркутск он первым делом посетил Вознесенский монастырь, где молился на могиле св. Иннокентия (Кульчицкого), испрашивая его помощи и заступничества. Во многом ему пришлось повторить путь первого епископа Иркутского: восстанавливать храмы, возобновлять богослужения, поднимать духовенство, бороться с пьянством, обращать в христианство язычников. Св. Софроний устроил школу для малограмотных клириков и их детей, где первое время преподавал сам за неимением помощников. Постепенно епархия пополнялась подготовленными священнослужителями, число храмов возросло, появились приходские школы. Святитель сумел добиться предоставления земли и отмены системы жестоких телесных наказаний для священнослужителей, избавив их от нищеты и унижений, отнюдь не способствовавших улучшению общей обстановки.

«Делами проповеди и светильником любви согревайте мир человеческий, ибо только от любви любовь воспламеняется и собою всякую ревность по Бозе приводит» − говорил святитель и сам был верен этим словам, усердно служа ближним. Множество больных и обездоленных находило у него приют. Чувствуя искреннюю заботу, люди тянулись к владыке, с готовностью внимали его духовным наставлениям. Большое внимание св. Софроний уделял благолепию и торжественности богослужений, личным примером показывая духовенству, как важна заложенная в них красота, призванная возвысить сердце человека. Неотъемлемой частью его служения была и миссионерская деятельность, которая помимо иркутских земель простиралась на Якутск, Камчатку и Забайкалье. Св. Софроний заботливо ограждал новокрещёных от влияния язычества, помогал налаживать быт, основывать поселения.

Славен был епископ Софроний и асектическими подвигами: спал на полу, на овечьей или звериной шкуре, большую часть ночи проводил в молитве, а питался по строгому монашескому уставу. В 1771 году, на второй день после Святой Пасхи, завершился его земной путь. До погребения гроб с телом святителя полгода простоял в Казанском приделе Иркутского собора Богоявления. Тело его осталось нетленным, указав на истинную святость подвижника. В 1917 году святые мощи были уничтожены пожаром, что сберегло их от осквернения большевиками. Уцелевшая их частица ныне хранится в Знаменском соборе Иркутска.

Подробное житие святителя Софрония, епископа Иркутского, можно прочесть здесь.

Святитель Иннокентий,
митрополит Московский,
апостол Сибири и Америки

Этот образ св. Иннокентия Московского был написан при Харлампиевском храме г. Иркутска в 2011 году перед первой навигацией уникального морского Крестного хода памяти святителя из Петропавловска-Камчатского до Командорских островов. В икону вставлена частица святых мощей апостола Сибири и Америки.

Святитель Иннокентий (Вениаминов) в равной степени почитается Православной Церковью как России, так и Америки. Жизнь проповедника Веры Христовой была полна ежедневных подвигов, его преданное служение Богу и ближним стало для православных миссионеров высоким образцом для подражания. О жизни и трудах святителя написана не одна книга, а в прошлом году в Иркутске ему посвятили целый спектакль.

Будущий митрополит Московский родился в 1797 году в селе Ангинском Иркутской области и с детства отличался особыми дарованиями: рано освоил грамоту и уже в семь лет стал чтецом в местном храме, а позже проявил незаурядные способности к механике и другим наукам. Священническое служение отец Иоанн (таким было его имя до пострига) начал в Иркутске, где быстро снискал всеобщую любовь и уважение.

В 1823 году Святейший Синод поручил иркутскому епископу Михаилу направить священника для проповедования Слова Божия на Алеутских островах. Совершенно неожиданно для себя о. Иоанн ощутил горячее желание взяться за это непростое служение. Впоследствии он не раз говорил о том, что желание это не было его собственным, но пришло свыше. Других добровольцев не оказалось. Десять лет о. Иоанн провёл на острове Уналашка, куда приехал вместе с семьёй. Он не только духовно окормлял местных жителей, но и обучал их самым разным ремёслам: вместе им предстояло построить здесь первый храм. Отец Иоанн усердно изучал алеутский язык и местные обычаи, чтобы найти правильный подход к пастве и сделать свои проповеди в прямом смысле слова доступными для восприятия. Всё это произвело на алеутов огромное впечатление и население Уналашки охотно приняло Православие. Продолжилось служение святителя в Русской Америке на о. Ситха, куда его направили для просвещения колошей, которые отличались непростым нравом и на русских смотрели с подозрением. Несмотря на сложности, миссионерские труды о. Иоанна везде приносили добрые плоды.

В 1840 году, после смерти жены, о. Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий. В том же году он был посвящён в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Чтобы полностью  объехать епархию, св. Иннокентию приходилось преодолевать многие тысячи километров то по воде, на неудобных узких байдарках, то посуху, на собачьих и оленьих упряжках и пешком. Вскоре к этой и без того впечатляющей территории присоединилась Якутская область, поскольку даже крещёные якуты и тунгусы не получали должного наставления в Православной Вере. Св. Иннокентий переехал в Якутск и занялся просвещением местного населения с присущей ему самоотверженностью. День, когда впервые совершено было богослужение на якутском языке, стал здесь настоящим праздником.

В сан митрополита Московского св. Иннокентия возвели в 1867 году. Господь подал ему силы, несмотря на преклонный возраст и болезни, ещё много и усердно потрудиться ради проповеди Святого Евангелия и поддержания нравственности и духовности вверенной ему паствы. Земной путь святителя закончился в 1879 году в Великую Пятницу Страстной Недели. Перед смертью он попросил о том, чтобы во время его погребения не звучало пышных речей и похвал, а прозвучала бы проповедь на слова из 36-го псалма: «от Господа стопы человеку исправляются».

Подробное житие святителя Иннокентия, митрополита Московского можно прочесть здесь.