О доверии к Богу

Проповедь прот. Андрея Коробова в Неделю 3-я по Пятидесятнице

mustard-tree

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Представьте себе, что глава семьи, кто-то из детей, мать или отец, сестра или брат задали бы вопрос родным своим, или священник бы с амвона задал вопрос, а  вопрос следующий: «Доверяете ли вы мне?» Абсурдный вопрос на первый взгляд, правда, братья и сестры? Или бы отец спросил детей своих: «Доверяете мне?» − «Конечно, папа!» Или мать спросила бы о том же, или жена спросила мужа. Конечно, доверие полное. Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о нашем недоверии к Богу. Не доверяем тебе, Господи, поэтому откладываем, так сказать, «в закрома». Надеемся на отложенное как материальное, так и душевное. И потом Господь, по любви Своей, дарует этому тленному истлеть -посылает тлю и червей, чтобы они закрома эти все в истление превратили, чтобы мы не надеялись на всё ЭТО, но надеялись на Творца Всевышняго — Любящего Отца. Господь дарует нам болезни, болезни детей, чтобы мы в лоно Божие пришли, обратились к Нему в горячей молитве, в храм пришли. И даже от нестроений и скорбей мы подчас мы не вразумляемся, но впадаем в уныние. Господь попускает быть разделениям и войнам, чтобы милосердие в нас возродилось − и даже это на нас не влияет! «Меня это не касается, это не моё». Переключил канал − и всё, на этом духовная жизнь закончилась.

Когда такое происходит в нас с вами, это свидетельствует, братья и сестры, о том, что к духовной жизни относимся номинально. И номинальность эта проявляется не в том, как стоим мы, когда священник, повернувшись, говорит «Мир всем!», а мы, глядя в глаза, истово кланяемся. Номинальность эта проявляется тогда, когда мы делаем какие-то жизненные выборы: от самых маленьких, сиюминутных, до самых великих, когда выбор делаем о спасении или о неспасении. В угоду гордыне собственной или в угоду смирению, подобного, насколько это возможно, смирению Христову − если такое может быть. Поэтому, братья и сестры, сегодняшнее Апостольское чтение и повествует нам о том, что если мы живём Духом Святым (а это именно так, потому что жизнью дух, душа и тело наши наполняются именно благодаря Святому Духу), то Духом и должны ходить. Духом Святым по стопам Христа Спасителя должны идти. Если нас вода наполняет жизненной силой, когда мы жаждем и хотим пить, мы куда идём? Мы необратимо идём на источник, потому что не хотим умереть. Мы необратимо идём в магазин приобретать воду. Если находимся где-то в лесу − ищем родник. Здесь то же самое, только гораздо более важное. Потому что, когда печёмся о теле − это нужно делать, но в пределах понимания временности жизни тела. А когда печёмся о душе − это нужно делать, понимая, что душа будет вечно жить. Но даже печась о душе, мы не можем или не хотим или ленимся понять и запомнить те семь смертных грехов, которые уже при жизни душу нашу постепенно убивают. И вновь и вновь делаем выбор в каких-то жизненных ситуациях в пользу удовлетворения собственной гордыни, лишая себя возможности пить Источник Жизни, о Котором Господь говорил женщине-самарянке, когда у колодца попросил дать Ему пить воды тварной и вразумил её словами о Воде, испив Которую не возжаждет вовек человек.

Что мешает нам, братья и сестры? А мешает нам недоверие к Богу, которое проявляется в маловерии. А недоверие к Богу зиждится на неверии в Бога. Вера в Бога должна быть хотя бы такой, чтоб двигать горы − то есть хотя бы с горчичное зерно, как Господь в Евангелии говорит. Какова же наша вера в Бога, если мы не доверяем Ему жизнь свою? Если вновь и вновь наши молитвы не являются молитвами благодарения, но только  молитвами просьб, вопрошаний и приказаний в безумии собственном мы обращаемся к Богу! Мы пытаемся понять пути Божии, которые неисповедимы. Мы не знаем, для чего ЭТО произошло или по какой причине ТО случилось: для чего приключилась болезнь, от чего близкие наши уходят, для чего остаются. Мы знаем только то, что нам сейчас нужно удовлетворить ненасытное чрево собственной гордыни. О Милосердный Господи! Да успокоимся мы, чтобы, спокойствие получив, истово помолиться в благодарении на этой Божественной Литургии! Чтобы даровал нам Господь смирение, терпение, чтоб вихри мыслей о временном оставили головы наши, и сердца мы свои обратили горе − к Тебе, Богу нашему, в доверии.

Аминь.

После Божественной литургии отец Андрей с прихожанами пропели вечную память новопреставленному рабу Божию игумену Даниилу (Соколову), настоятелю Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском, и всем монашествовавшим и священникам за Христа убиенным.